Индивидуальный подход к каждому

Помогать детям с ограниченными возможностями становиться полноправными членами общества — это важная социальная задача государства. О необходимости усилить внимание к данной категории людей отметил и Елбасы в одном из своих выступлений: «Позаботиться об этих людях — это наш долг перед собой и обществом». Но усиленного внимания требуют дети, молодое поколение казахстанцев, у которых особые образовательные потребности. В этой связи в нашей стране проводится обширная работа в сфере образования.

В марте 2016 года в Тайыншинском районе был открыт кабинет психолого-педагогической коррекции. Со дня его основания прошло более двух лет, период совсем маленький, но за это время коллектив педагогов КППК уже смог оказать профессиональную помощь многим маленьким тайыншинцам.

Основной целью коррекционно-педагогической работы в кабинете ППК является создание условий для максимального развития ребенка и последующего его включения в образовательный   процесс   и  социум.

Сегодня в кабинете психолого-педагогический коррекции, расположенном в здании РОО, под руководством заведующего Ивана Викторовича Бурковского трудится четыре педагога, а также методист и бухгалтер. В настоящее время КППК посещают 30 детей, это мальчишки и девчонки не только из райцентра, но и близлежащих и отдаленных сел.

«Изначально кабинет ППК располагался в здании средней школы №3, — вспоминая истоки становления, говорит заведующий И. Бурковский. — Сегодня мало кто поверит, да и сами мы уже с долей юмора вспоминаем, что было у нас всего-то: уставной документ и печать. Но минимальное техническое оснащение кабинета никого не пугало, все мы жаждали быстрей окунуться в работу. Постепенно здесь появилось необходимое  новое оборудование, компьютерная техника, нужный специнвентарь».

Многое из того, что сегодня имеется в КППК появилось благодаря инициативе самих педагогов, настойчивости и требовательности заведующего, а еще доброте и щедрости спонсоров, которые регулярно помогают, выделяют средства на приобретение подарков и организацию праздничных мероприятий, покупку нового инвентаря — это частные лица, индивидуальные предприниматели. Особенно ощутима помощь, по словам Ивана Викторовича, от районной мечети. Вот и в эти дни завершился монтаж перегородки в общем коридоре РОО, которая позволит родителям и их детишкам, пришедшим на занятия, разместиться в отдельном помещении, вдали от суеты и шума. Такая объемная, и, главное, нужная для детей работа стала возможной благодаря спонсорской помощи районной мечети.

Сегодня, как отмечает заведующий, все необходимое для оказания комплексной медико-педагогический и социально-психологической помощи детям с особыми образовательными потребностями здесь имеется. В подтверждение его слов видишь в кабинетах не только официальные папки с необходимой документацией. Переступая порог кабинета психолога или ЛФК, взгляд сразу притягивают цветные тематические плакаты, разноцветные спортивные тренажеры, яркий раздаточный материал. Что говорить, здесь даже батареи отопления выкрашены в радужный цвет! Все обустроено и предусмотрено для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя здесь комфортно. Особенную атмосферу понимания, заботы и любви создает педагогический коллектив — опытные специалисты, все имеющие высшее образование, большинство из которых трудятся со дня образования КППК.

Дефектологи И. Бурковский и А. Лисневская на занятиях с детишками работают над развитием познавательной деятельности, речи и элементарных математических представлений, ознакомлением с окружающим миром. Кроме этого, Анастасия Николаевна, как логопед, занимается коррекцией речи, в том числе формированием правильного произношения, совершенствованием артикуляционных навыков, формированием слоговой структуры и фонематического восприятия.

Преодоление недостатков эмоционально-волевой сферы, гармонизация внутреннего мира ребенка, а также определение структуры отклоняющего развития, выявление негативных личностных и поведенческих характеристик, которые затрудняют психологический процесс — это задача психологов, социальных педагогов Наргизы Абсаттаровой и Эльвиры Исмагуловой.

Специалист ЛФК Елена Ушакова — в коллективе с сентября нынешнего года.  Как признается молодой педагог, узнав, что в Тайынше открыт и действует КППК, она без раздумий после получения в этом году диплома решила сюда трудоустроиться. Кстати, здесь она проходила необходимые для студента педагогические практики.

Кабинет лечебной физкультуры — это всегда помещение с необходимым спортивно-лечебным инвентарем. За годы функционирования КППК оснащение кабинета гораздо улучшилось, да и с приходом инициативного педагога отдельные предметы, к примеру, тактильные дорожки «приобрели вторую жизнь» и теперь смогут прослужить еще долгое время.

Основными направлениями в деятельности специалиста ЛФК являются: развитие и совершенствование двигательной системы, умение эмоционально выражать собственное состояние, осознавать заботу о своем здоровье, прививать навыки личной гигиены.

— Ребенок развивается в движении, от удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его психофизическое развитие. Оптимальные двигательные и эмоциональные нагрузки создают благоприятные условия для нормальной работы всех систем и функций организма, — комментирует Елена Сергеевна.

Методист Динара Омарова осуществляет методическое руководство учебно-воспитательного процесса, контроль за разработкой и выполнением индивидуально-развивающих планов, правильную постановку воспитания и обучения детей всех возрастов, контроль за работой педагогов, осуществляет методическую помощь специалистам.

Для того, чтобы увидеть результат коррекционной работы, необходим тандем педагогов и родителей. И как отмечают специалисты КПК, каждый родитель стремится дать своему особенному ребенку нечто большее, делает все, чтобы обеспечить ему комфорт, заботится о его физическом здоровье, развитии и образовании.

— Важным отличием от других учреждений специального образования является то, что кабинет ППК детям с особенными потребностями оказывает комплексную помощь. То есть, ни один педагог не работает с ребенком изолированно от других. Такая комплексная помощь предполагает совместную, взаимосвязанную деятельность педагогов различных профилей, интегрированных в единый коррекционный процесс, — поясняет Иван Викторович.

В настоящее время КППК выполняет функцию консультативного центра, когда уже после прекращения занятий в КППК, своего рода «выпуска», педагоги тесно сотрудничают с педагогами и психологами школ, где тот или иной ребенок обучается (если это возможно).

На сегодняшний день Казахстан является страной, которая на законодательном уровне закрепила понятие «инклюзивное образование».

Что такое инклюзивное образование? Это — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

В этой связи КППК также является методическим центром по внедрению инклюзивного образования в школах района.

Новости в Вашем регионе