Типы конвергентной журналистики

В наши дни информационные возможности практически безграничны, что задает стремительный вектор развития в развитии как объемов и качества контента, так и его транслирования аудитории. По части подачи контента наиболее интересным явлением является механизм конвергенции, при которой стираются границы и барьеры между разными информационными форматами и платформами.

 

Влияние новейших информационно-коммуникационных технологий ощутимо сказывается на преобразование современной журналистики. СМИ осваивают и используют новые информационные площадки и более технологичные методы представления и распространения контента.

Истоки тренда

Современное понимание конвергенции для журналистики внедрил еще в 1970 году американский социолог Даниэл Белл, автор теории формирования постиндустриального общества. В то время под конвергенцией подразумевалось слияние компьютеров, телефонов и телевизоров в единые технологические приспособления. Сегодня мы угадываем в этой идее очертания смартфона. С началом 90-х, с бурным развитием и распространением Интернета, конвергентная журналистика получила мощный импульс и прошла путь от просто концепции до наиболее перспективного формата информационного вещания. За последние 20 лет мы наблюдаем большой интерес к ней со стороны журналистов-практиков и ученых.

Конвергентная журналистика по своей природе релевантна процессу глобализации и интеграции во всех сферах. Эта тенденция зависит целиком от технологического прогресса и основывается на нем. Именно высокие технологии чаще всего приводят к слиянию концепций и форматов. До появления смартфонов никто и подумать не мог о том, что по фотоаппарату можно звонить, не говоря уже о многих других функциях этого гаджета.

Точно так же процессы глобальной интеграции привели к слиянию печати, телевидения и радио в единый формат интернет-издания, что собственно и отражает смысл и значение конвергентных СМИ. При этом данное слияние осуществляется на нескольких условных уровнях. Наиболее примитивный уровень состоит в конвергенции технических устройств, которые применяют журналисты для сбора и обработки информации. Следующий уровень – конвергенция профессионализма, когда сотрудники разных отделов и редакций объединяют усилия, знания и опыт с целью создания мультимедийного материала. В результате удается максимально расширить спектр медиаплатформ за счет как раз универсальности формата контента. В этом смысле понятие конвергенции подразумевает безграничный обмен технологиями, инструментами и опытом.

Перераспределение функций СМИ

Во времена традиционных СМИ люди узнавали и свежих новостях по радио, составляли визуальное представление о событиях благодаря телевидению, а за подробностями обращались к газетам. В эру конвергентной журналистики эта схема разрушилась, потому что сам процесс потребления контента изменился кардинальным образом. Как изменился и процесс создания информационного продукта. Он стал подразумевать большие затраты на оплату труда опытных журналистов фото- и видеомонтажа, редакторов, журналистов и пр. Появился также тренд размежевания СМИ по тематических нишам и интересам потребителей, а также по географическому принципу. Еще один важный тренд – гипермедиа. Конвергентные редакции не ограничиваются одной медиа-платформой (сайтом, к примеру), а включают в спектр своего доступа разнообразные медиаканалы. Например, часто онлайн-газета дополнительно выпускается в бумажном варианте.

Мультимедийность конвергентного СМИ основывается на сочетании в журналистских материалах текста, визуального ряда, аудио, графиков и прочих средств иллюстрирования.

Трансмедийность конвергентного СМИ подразумевает использование социальных сетей и мессенджеров как дополнительных источников трафика и каналов распространения контента. Сами по себе аккаунты в соцсетях и мессенджерах лишь отчасти обладают признаками и функциями СМИ. Они рассматриваются редакциями как дополнительные инструменты для охвата аудитории.

Конвергентную журналистику иногда называют кросс-медийной. Однако эти два понятия не суть одно и то же, при всем, казалось бы, внешнем сходстве. Кросс-медийность предполагает использование изданием двух и более платформ вещания (печать, ТВ, цифровой формат) и распространение контента через ряд технических устройств (смартфоны, телевизоры, планшеты и пр.). Конвергентность же говорит об использовании разных форм реализации контента (фото, видео, текст, графика) и о полной интеграции персонала редакции для создания мультимедийного контента.

Есть и другой термин, которым пытаются обозначать конвергентную журналистику – онлайн-журналистика. Опять же, неточное определение информационных ресурсов. Онлайн – это среда, а мультимедийность – это формат (слияние форматов).

Цифровая эпоха породила так называемую цифровую журналистику. Ее иногда называют флеш-журналистикой (от названия программы Adobe Flash, удобной для создания, публикации и редактирования мультимедийного контента в режиме онлайн). Цифровая журналистика напрямую связана с конвергентной по признакам мультимедийных возможностей и использованию платформ.

Что говорили критики

Слияние различных жанров журналистики в единый ресурс не всеми было встречено с энтузиазмом. Кто-то критиковал конвергентную журналистику за низкое качество подаваемого материалов. Есть также те, кто сомневается, могут ли такие медиа работать профессионально с одним и тем же контентом, который публикуется на разных платформах.

На чём сегодня стоит новая журналистика?

Стремительная глобализация информационных рынков с неминуемым исчезновением каких-либо границ между ними провоцируют вслед за собою конвергенцию компьютерных, вещательных и телекоммуникационных технологий между собой. Развитие мультимедиа не только позволило синтезировать в контенте фото, видео и аудио, но и привнесло возможность добавлять в публикации гиперссылки на другие ресурсы, вводить интерактивные формы голосования, рейтингов и комментариев.

Показ видео, фото, графиков значительно повышает удобство восприятия информации, представляя полный её объём в более лаконичном виде. Что касается аудитории, то её пассивный потребительский характер претерпел значительные изменения и теперь отличается большей активностью читателей, обладающих, в свою очередь, средствами влияния на информационное поле.

Одновременно осуществляются различные комбинации звука, изображения и текста; причём уровень качества этого процесса ограничивается лишь творческими навыками рабочего коллектива и материальной базой. Сотни комментариев, тысячи голосов в опросах, общественные рейтинги и голосования - всё это стало пользовательским инструментом реального влияния на информационную среду, что также сказывается на векторе развития медиа-контента.

При этом пользователи получили широкие возможности для индивидуального выбора желаемого формата, тематики и объёма необходимой информации. А слова при этом отходят на второй план, выполняя роль поясняющих комментариев, уточнений, заголовков. Нынешние медиа-ресурсы в основном ориентированы именно на экран. К примеру, если в традиционных жанрах текст зачастую выполнял основную информативную роль, то в мультимедийных изданиях эта функция уже может быть возложена на видео или фоторяд.

Нельзя не согласиться, что такой подход представляет не только более информативный и разнообразный контент, но также существенно влияет на его восприятие в целом. К тому же, далеко не последнюю роль в формировании новой журналистики играет и общественное мнение, получившее широкую свободу выражения благодаря появлению интерактивных элементов в медиа-ресурсах.

Медиабытие определяет сознание

Суть перехода к новым форматам в условиях конвергенции заключается в использовании огромного количества всевозможных способов и инструментов представления информации в едином публикуемом материале. В итоге, именно подобный набор профессиональных качеств и умений журналиста определяет планку качества в создании далеко не самых простых по своей структуре мультимедийных публикаций. Разнообразие вариаций текстового наполнения, продвинутые графические технологии, анимации, фото, видеоматериалы, звук, внедрение в ресурс интерактивных элементов для аудитории – вот на чем действительно держится интегрированная информационная журналистика, дающая пользователям приятный, удобно воспринимаемый информативный материал с максимальной наглядностью и возможностью свободного выражения личных рассуждений.

Все современные читатели информационных изданий различных тематик и форматов так или иначе становятся свидетелями масштабных перемен. Подобные полумеры, которые чаще всего использует конвергентная журналистика в малых СМИ регионального и корпоративного уровня, наоборот являются регрессом в развитии концептуально нового типа масс-медиа. Достижение таких целей требует от новых журналистов универсальности в медиа-сфере, а также умелой работы с материалами различного типа и характера.

Единственный насущный вопрос, актуальность которого будет только возрастать в течении всего времени развития конвергентных СМИ, – это компетентность новых рабочих кадров, навыки и мышление которых должны быть способны предоставить аудитории мультимедийный контент по-настоящему высокого качества. Объединение разносторонних медиа-средств в одном продукте задаёт новые стандарты и нормативы в работе журналистов, которые обязаны сегодня владеть целым рядом актуальных навыков для качественной подачи материала в нужном формате.

Для наиболее точного предоставления контента в нужном формате и содержании универсальный медиа-работник должен уметь профессионально выполнять целый перечень разноплановых функций. Нынешние требования предполагают наличие особого, мультимедийного типа мышления у каждого работника описанной сферы.

Портрет работника конвергентной редакции

Перспективы развития конвергентной журналистики не упираются лишь в переход на сетевую платформу вещания и создание собственного сайта. И отображаться он должен, прежде всего, в профессиональных навыках: в умении снимать видеорепортажи и делать фотосъёмки; работать с различными компьютерными программами (в основном это касается знаний работы программ монтажа); ориентироваться в сети Интернет, работая с качественными и информативными источниками; качественно и быстро производить новостные материалы для сетевых ресурсов; обрабатывать и передавать объёмные пакеты данных аудио- и видеоматериалов; ориентироваться в блогерской сфере (в том числе сюда входит не только поиск информации, но и непосредственно ведение различных блогов); быть доступным для руководства и команды в любой момент дня и ночи. Среди них: умение записи видеоматериала; написание информативного и грамотного текста; запись аудио-подкастов; навыки монтажа; опыт работы с блогерской сферой. К сожалению, таких специалистов пока не рынке немного. Полагаем, что журфаки должны переориентировать свои учебные программы, приглашать к себе успешных практиков и ставить своей задачей подготовку журналистов новой формации.

Новости в Вашем регионе