СМИ XXI века: выживут ли газеты?

Предлагаю читателям посмотреть на этот вопрос с точки зрения «теории поколений», которой в последнее время любят манипулировать руководители HR крупных компаний.

Даже не вдаваясь в подробности теории, налицо тот факт, что наши дети и внуки значительно отличаются от поколений своих отцов и дедов. Едва научившись произносить первые слова, они осваивают современные гаджеты. Коллега рассказывал про свою малолетнюю дочь, которая не могла объяснить, что хочет мандарины, так как ей было всего полтора года. Она открыла холодильник, сфотографировала их на сотовый телефон и показала своему отцу то, что не могла ему объяснить.

Это креативное поколение, знающее, как здесь и сейчас можно без особых усилий и навыков найти нужную им информацию, с помощью каких программ можно наладить чёткую систему учёта и планирования времени, финансов, предстоящего отдыха. Это поколение, которое уже с детства с лёгкостью осваивает владение не менее тремя языками, а потому оно открыто к новым знаниям и не знает границ.

А теперь давайте честно зададимся вопросом: нужны ли классические бумажные газеты такому поколению?

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Вы, как главный редактор, безусловно можете запланировать график основных эксклюзивных тем на год вперёд. Но наверняка для постоянного удержания внимания вышеописанной читательской аудитории у вас должна быть как минимум газета Гарри Потера, в которой картинки будут сами двигаться, а собеседники в очень коротких видео расскажут суть передаваемого материала (конечно, здесь мы не забываем и об элементах инфографики).

При этом такие СМИ, на примере современных социальных сетей, должны будут уметь вовлекать своих читателей в процесс обмена мнениями и даже предоставлять возможность своеобразного присутствия на месте событий и влияния на его последствия. К примеру, если в материале приводятся данные о пострадавших в ходе стихийных бедствий – читатели могут оказать посильную помощь, перечислив средства на счёт или посетив точку приёма продуктов или предметов первой необходимости.

Теория поколений может быть применима практически во всех сферах, где нужно учитывать особенности психологии людей, родившихся в разные эпохи.

Она была создана в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Исследователи работали, не подозревая друг о друге. Их внимание привлек известный на тот момент «конфликт поколений», в очередной раз доказавший наличие проблемы отцов и детей. Учёные исходили из того постулата, что ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12-14 лет.

Если исходить из реалий постсоветского пространства, то в нашей стране живут представители следующих поколений (в скобках указаны их приблизительные годы рождений).

Величайшее поколение (1900-1923), молчаливое поколение (1923-1943), поколение беби-бумеров (1943-1963), поколение Х («Икс») (1963-1984), поколение Y («Игрек») (1984-2000), поколение Z «Зэд» (c 2000).

Базовые ценности людей, принадлежащих к величайшему поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. Им пришлось пережить революции, гражданскую войну, коллективизацию, электрификацию. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80-90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.

Ценности «молчаливого поколения» формировались до середины 50-х годов: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление; открытие антибиотиков. Не удивительно, что только в семье они могли говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они будут контролировать себя. Так как в это время были открыты антибиотики, которые перевернули всю мировую медицину, сей факт внушил им безоговорочное уважение к врачам. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны. Отдых у них часто связан с пополнением запасов, в шкафах соленья, варенья и консервы.

События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей беби-бумеров – победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. События, которые предопределили судьбу этого поколения, очень мощные. Эти люди – оптимисты, командные, коллективные люди. Представители этого поколения достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.

Ценности поколения Х: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Сейчас в бизнесе это самое многочисленное поколение, к нему принадлежу в том числе и я сам. Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите. Их родители — «бумеры» считали, что чем лучше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизнь своим детям и могли даже усложнять из педагогических целей.

«Иксы» делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Представители поколения Х очень прагматичны, они понимают, что фастфуд – это не полезно, но позволяет экономить их время. Даже при выборе лекарств они выберут более сильнодействующее, осознавая, что, возможно, это не лучший вариант для качественного выздоровления.

Главная ценность «иксов» – иметь возможность выбора. Лучшая работа для них – та, которая позволяет проявить свои творческие способности. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но постоянно реализовываться нужно

Ценности поколение Y, или поколения Миллениум – свобода, развлечения, результат как таковой. В систему ценностей этих людей также включены понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

В исследованиях поколение Y еще называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. Они очень похожи на представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века. Такие же категоричные. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов.

Как правило, представители этого поколения не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям – «иксам» и дедушкам – «бумерам». Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу.

И, наконец, скажем немного о поколении людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования.

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Так, как было сказано выше, представители поколения Y чем-то похожи на «величайших». Есть также мнения, что поколение Z будет очень походить на «молчаливое поколение», которое появилось на свет перед Второй мировой войной. Конечно, мы можем только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чьё детство пришлось на военные и послевоенные годы.

Какие глобальные события происходят сейчас, во время взросления детей из поколения Z? Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей.

Их молчаливость может быть обусловлена еще и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального. Поэтому уже сегодня популярен анекдот о том, что «на свадьбе никто тостов не говорил, так как был включён Wi-Fi».

СМИ остаётся на основе вышесказанного только делать выводы, определять свою основную аудиторию, и – выстраивать стратегии выживания!

Новости в Вашем регионе