Мультимедийные жанры конвергентной журналистики

Как бы выглядела мультимедийная журналистская статья в доинтернетовскую эпоху? Скорее всего, эта была бы статья с фотографиями и прикрепленной к ней аудиокассетой и видеокассетой. Мы помним журналы со страницами-грампластинками, которые можно было прослушивать. Можно сказать, что вся история СМИ вела к мультимедийности. В этой статье мы подробнее рассмотрим само явление мультимедийности как ключевой составляющей конвергентной журналистики.  

Мир мультимедиа тоже состоит из атомов и молекул

Для погружения в мир жанров мультимедийной журналистики в целом полезно вооружиться какой-нибудь теорией, которая бы помогла нам понимать структуру ярко, объемно и образно. Существует так называемая атомно-молекулярная теория мультимедиа, согласно которой процесс доставки информации из онлайн-СМИ в новостные агрегаторы и дальнейшую сборку историй из этих информационных частиц с движением атомов. К примеру, одна фотография – это условный инфоатом. Она может самодостаточным элементом, но собранные несколько фотографий в слайд-шоу – это уже инфомолекула. И она тоже самодостаточная. Но когда мы соединяем эту инфомолекулу-слайдшоу с инфомолекулой текста и инфомолекулой видеосюжета и графики, то получаем уже тело мультимедийного материала. Оно разбито на составные части, что позволяет создавать из этих частей другие материалы, подходящие для разных форматов, например, для мобильных приложений. В основе этой теории лежит идея диверсификации производства разных частей мультимедийной истории и оптимальность ее режиссирования.

Один из наиболее распространенных видов инфомолекул – статичная иллюстрация в мультимедийной истории. У нее то же предназначение, что и у фотоиллюстрации в традиционной газете или журнале – она отражает суть происходящего, расширяет информацию и выстраивает визуальный ряд. Однако в мультимедийной статьей или заметке часто наблюдается баланс между документальной ценностью самой картинки и ее эмоциональным раскрашиванием. Редакции идут на всяческие ухищрения в борьбе за внимание аудитории. К примеру, в качестве статичной иллюстрации применяют не только фотографии, но и стоп-кадры из видео (так называемые сплэши), превью к инфографике (уменьшенный кадр), фрагменты карты, карикатуры и пр.

Фотомолекулы – особо важная часть состава мультимедиа

Рассказывать о событии посредством фотографий – это всегда актуальный способ увлечь читателя, посетителя сайта. Это могут быть фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи. Веб-порталы используют подборки снимков по канонам классического фоторепортажа, последовательно разворачивая сюжет. Навигацию можно организовать по-разному: пользователь можно листать фото за фото, либо выбирать из превью. Также можно создать микс разных иллюстраций по теме – фотогалерею. Например, фотогалерею «Фото дня».  Еще один подход – фотоленты. Они представляют собой самостоятельный рассказ без текста. Ну, разве что подписи под фотографиями здесь фигурируют (что, кто, где, когда) или маленькие комментарии к фото. Фотолента обычно является частью статьи и размещается в виде превью, через которое открывается в отдельном окне. Другой вариант реализации фотоленты в статье – «листание» непосредственно в теле статьи.

Слайд-шоу – еще один инструмент фотоисторий. Отличается от фотоленты тем, что картинки «листаются» сами (в режиме фотофильма) и сам материал напоминает видео. Слайд-шоу – весьма гибкий инструмент. Его можно применять как для показа какого-то одного момента, так и для иллюстрации разного времени и граней события. Важно избегать «мусорности» и стараться делать так, чтобы все элементы напрямую относились к журналистскому материалу и демонстрировали последовательное развитие истории.

Карикатуры используют в мультимедийных историях не только как дань памяти традиционной прессе. В современной веб-журналистике карикатуры получают вторую жизнь посредством анимации. В них можно закладывать движение и даже звук.

Аудиомолекулы, которые делают статьи говорящими

Есть такое понятие – подкаст. Сам термин произошел от соединения слов iPod (всем известный аудиогаджет) и broadcasting (широкоформатное вещание). По сути подкаст – это звуковой файл, передача, законченный сюжет. Например, выложенный в Сеть фрагмент радиопрограммы или дикторский текст (так называемый «наговор», или войсовер – voiceover). Это может быть не только единожды размещенный аудиофайл, но и регулярно обновляемые серии таких аудиофайлов.

Аудиоиллюстрацией считается фрагмент звукозаписи, который прямо относится к определенной части текста. Когда звуковая иллюстрация несет смысловую, либо эмоциональную нагрузку. В лонгридах часто используют интершумы: шум моря, автострады, крики животных и пр. Звук может появляться автоматически при открытии страницы с лонгридом, когда перед вами предстает заглавная фотоиллюстрация. В этом случае эмоциональная окрашенность материала достигается за счет задействования дополнительных органов чувств, в частности, слуха.

Также имеют место и аудиоверсии текстов. Сайт можно не читать, но слушать. В некоторых странах одно время были популярны онлайн-аудиогазеты, посетители которых слушали заранее начитанный диктором текст. Это удобно для тех, кто работает в офисе и желает потреблять новости, занимаясь при этом своей работой.

Далее идут аудиосюжеты. Фактически это то же самое, что и радиосюжет. Аудиосюжет передает историю голосом диктора и обогащается интершумом и прямой речью участников событий. Оптимальный хронометраж такого материала – не более 60 секунд.       

Видеомолекулы: быстрорастущий тренд в потреблении контента

Обратите внимание на колоссально растущую популярность YouTube. Людям нравится видеоформат, потому что это как бы продолжение телевидения, которое смотрели все. Суммарная аудитория телевидения всегда многократно превышала аудиторию бумажных СМИ. Сила видео в наличии и звука и изображения. Видео как формат прекрасно зарекомендовало себя в качестве самостоятельного формата контента, однако в случае с конвергентной журналистикой видео служит составным ее элементом и важнейшей частью в работе редакции.

Видеоиллюстрация – это видеофрагмент, относящийся к определенной части текста или инфографики мультимедийной статьи. Опять же, видео не может быть главнее самой статьи, но может быть ее дополнением. Например, может стоять главной иллюстрацией к материалу, либо вспомогательной. Обычно видеоиллюстрация не имеет законченного сюжета. Лучше всего использовать короткие видео длительностью от 3 до 20 секунд. Важное значение имеет так называемый сплэш, т.е. заглавный кадр видео. Он играет роль статической иллюстрации по своему смыслу, композиции и качеству.

Видеосюжет – законченное видеосообщение. Имеет завязку, кульминацию и развязку. Однако он отличается от обычного телевизионного сюжета. В конвергентных СМИ видеосюжет, как правило, не включает «говорящие головы» и стендапы. Исключения составляют те сюжеты, где участие ведущего или репортера в кадре является неотъемлемой частью креатива. Оптимальный хронометраж видеосюжета – от 60 до 90 секунд. Также в него можно добавлять заставку и рекламу. Мы часто встречаем гиперссылки в тексте мультимедийной статьи, ведущие на видеосюжет. Однако он применяется и как самодостаточный материал.  

Прямой эфир, или потоковое видео. Интернет-СМИ имеют технологическое преимущество перед традиционным ТВ. Например, пользователь новостного веб-портала имеет возможность смотреть несколько прямых эфиров одновременно. Кстати, плеер с потоковым видео может быть главной иллюстрацией сайта, либо его раздела, либо отдельной статьи.

Потоковое видео хорошо использовать в репортаже с места события, с пресс-конференции или спортивного мероприятия. Тем самым создается эффект максимального присутствия. Также прямой эфир позволяет проводить различного рода ток-шоу. Еще одним плюсом потокового видео является то, что оно может использоваться как собственно материал в прямом эфире, так и сырье для постфактум-материалов.      

Синтетические жанры конвергентной журналистики

Синтезирование форматов подачи контента – необходимая современная практика в конвергентных редакциях. Простой пример – аудио-слайдшоу. Сочетание фотографий, дикторского голоса, интершума, аудиоцитат и разных звуковых эффектов повышает эффективность донесения информации и привлекательность такого контента в целом. Кроме того, учитывая желание современного интернет-пользователя активно управлять контентом, формат аудио-слайдшоу удобен тем, что позволяет ставить материал на паузу, откладывать его просмотр, включать\выключать, перематывать вперед-назад.  

Видеоколонка – интересный синтетический жанр на основе как потокового видео, так и просто записанного видео. Обычно представляется в мультиэкранном плеере и может носить интерактивный характер с многочисленными ответвлениями. Кстати говоря, интерактивная видеоколонка представляет собой новую ступень развития видео с «говорящей головой». Как правило, это записанная заранее видеореплика автора с наложенными на видео впоследствии большого количества интерактивных ссылок, предлагающих пользователю увидеть разные варианты расширения информации: ссылки могут вести на другие видеосюжеты, инфографику, фотоленты и пр.

Интерактивный видеомост – очередной синтетический жанр, в котором применяются традиционные телевизионные подходы и новые интерактивные. Вкратце суть технологии такова. Несколько пользователей-участников видеомоста в режиме общаются друг с другом. При этом, одни могут писать друг другу в чате, а другие – взаимодействовать в режиме видеоконференции. Видеомост чаще всего транслируется на сайт новостного портала как общее изображение производящего в зале.

Мультимедийное ток-шоу – перспективный формат, претендующий на широкое распространение в ближайшем будущем как вариант «сборки» мультимедийной статьи. Суть его в следующем. В нем есть несколько ведущих, герои и тема для обсуждения. Обязательный элемент – интерактивность. Также имеется структура из трех этапов: доэфирный (заявка темы и подведение аудитории к ток-шоу, справка об истории вопроса), собственно эфирный и послеэфирный (когда запись прямого эфира перерабатывается в мультимедийную статью). Интерактивность в данном случае выгодно отличает данный формат от телевизионного. Пользователю (зрителю) нет нужды отправлять SMS-сообщения или дозваниваться в студию. Он просто пишит комментарии в чате, задает свои вопросы и осуществляет голосование гораздо более простым и доступным способом.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие мультимедиа в журналистике дало и продолжает давать начало зарождению интересных жанров журналистики, которых ранее не существовало в силу технологических возможностей. И, разумеется, все это не может не влиять на изменение привычек и культуры потребления контента у аудитории.

 

Новости в Вашем регионе