Конвергенция и мультимедиа: ответ на медиапотребности человека

Миром движут потребности людей. Этим объясняется появление инноваций в принципе. Возьмем к примеру конвергентную мультимедийную журналистику. Почему она возникла? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории медиапотребностей человечества.

Сначала возникла потребность в хранении информации, и возникло книгопечатание. Потом появилась потребность общаться на расстоянии. Так появился телеграф, а после и телефон. Затем люди захотели фиксировать движение – и вот зародился синематограф и, в конце концов, телевидение. Это, как вы понимаете, совсем краткий экскурс в прошлое. Теперь поговорим о настоящем.

«Информационная перегрузка» – результат стремительного

развития общества и технологий

Динамика развития медиапотребностей ускоряется вместе с продолжающимся расцветом высоких технологий. Не будем затрагивать грядущие голографические технологии, а остановимся на текущем моменте. Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Это Интернет с его миллионами сайтов и соцсетями. Это информационная перегруженность и тирания выбора у аудитории, которая ежедневно атакуется сотнями и сотнями различного рода сообщений медиа. Если 30 лет назад медиапотребление человека сводилось разве что к чтению газетной прессы, просмотру двух-трех телеканалов и интерперсональной коммуникацией в виде разговоров по телефону, то нынче экономическая и социальная реальность изменилась до неузнаваемости благодаря технологиям. Существенная часть населения имеет возможность работать и работает на дому, либо с гибким графиком. Да и в целом люди в глобальном масштабе люди стали меньше работать и больше потреблять. Технологии позволили им быть более эффективными и экономить свое время и силы. Отовсюду самые разные медиа посылают людям предложения об отдыхе, о скидках на товары, о видах компьютерного досуга и всевозможных услугах и т.д. и т.п. По сути мы живем в условиях постоянной информационной бомбардировки.

Борьба СМИ за ограниченное внимание

и трансформация привычек потребления  

В этих условиях конкуренция среди СМИ за наше с вами внимание стала по-настоящему зверской. Можно определенно сказать, что новостная и вообще информационная индустрия как рынок является «алым океаном». Однако, следует признать, что в эволюционном плане разум человека не изменился и, по-прежнему, он способен удерживать свое внимание на ограниченном количестве информационных единиц за определенное количество времени. И не может тратить много энергии на все виды информационного потребления, которые наперегонки друг с другом пытаются проскочить в его сознание. Но, здесь наблюдается любопытный момент. Поскольку человек существо высокоадаптивное и любопытное, он таки находит возможность увеличивать свое медиапотребление, хотя и в ущерб некоторым аспектам своей жизни. К примеру, ряд форматов медиапродуктов офисные работники активно потребляют на рабочем месте в рабочее время, что является проблемой для работодателей. Практически тотальное медиапотребление отмечается в общественном транспорте (через смартфоны). То есть люди используют любую более-менее свободную минуту на просмотр, прослушивание, чтение, игру, общение посредством гаджетов, подключенных к сети Интернет. Это что касается поведенческих особенностей современного информационного потребителя.   

Естественно, что при таком изменении культуры потребления проигрывают традиционные СМИ. Сегодня в среде креативного класса стало модно говорить о том, что у вас нет телевизора. Мол, что имеющие и смотрящие «зомбоящик» сплошь лентяи и обделенные умом посредственности. А вот у вечнозанятых, прогрессивных и высокопродуктивных жителей мегаполисов на телевидение времени нет и быть не может по определению. То же самое можно сказать и о бумажной прессе. Отношение к ней у активных пользователей Интернета весьма снисходительное. Многие представители новой медиакультуры признаются, что не брали в руки газет уже несколько лет.

Учитывая данные тренды, стоит ли беспокоиться за перспективы нишевых тематических контент-проектов, скажем, сайтов? Мы уверены, что не стоит. Ведь развитие новой культуры инфопотребления на руку именно им. Сегодняшний интернет-пользователь переключается с модели «пассивного смотрения и чтения» на модель индивидуального потребления. Этому способствует и насаждаемая культура индивидуализма и консюмеризма. Пользователь сегодня хорошо знает, чего хочет, лучше ориентируется в информации и ищет предметно то, что его интересует. Поэтому он ориентируется на те виды СМИ, которые дают ему четкое представление о своей тематической направленности и возможность выбирать не «кота в мешке», а все-таки интересующий именно его контент. Индивидуальных интересов и хобби в современном обществе огромное количество, равно как много и сайтов для каждого сегмента аудитории. И, поскольку веб-сайты гораздо более удобны и доступны в режиме «здесь и сейчас» (к тому же бесплатны), то места для бумажной прессы на рынке остается все меньше и меньше, хотя и у нее есть свои перспективы при условии принятия ряда специальных стратегических редакционных решений. Этот пирог раз и навсегда поделили между собой интернет-издания. Радио уходит все больше в фоновый музыкальный формат для автолюбителей. А телевидение пока сохраняет свои позиции в сегменте взрослых потребителей, чьи потребительские привычки успели сформироваться в доинтернетную эпоху. И радио, и телевидение относятся к категории «пассивного инфопотребления», что претит привычкам нетерпеливого современного интернет-пользователя, желающего управлять контентом в режиме реального времени. 

Конвергенция Интернет-СМИ как продолжение

борьбы за внимание аудитории

В 2000-х был период, когда посетители и подписчики тематических сайтов, да и новостных веб-ресурсов тоже довольствовались чтением текстовых материалов. Сейчас такое трудно себе представить, т.к. мультимедийность уверенно вошла в нашу жизнь и по-своему избаловала потребителя. Разумеется, тексты, в частности, статьи остаются ключевым звеном в общем интернет-контенте. Хотя бы потому что статьи технологически проще производить и поисковые системы по-прежнему считают их основным видом контента сайтов. И индексируют эти самые сайты по наличию качественных текстов. Однако люди делятся по своим предпочтениям в потреблении контента в зависимости от уровня читательского мастерства и принадлежности к типам «визуалов», «аудиалов» и пр. Любой человек стремится получать информацию с задействованием всех органов чувств. Интернет-издания не способны задействовать разве что обоняние и тактильность. А вот зрение и слух – пожалуйста. Попробуйте посмотреть телепередачу с выключенным звуком. Вы убедитесь, что это не комфортно. Все это наталкивает на вывод о том, что именно конвергенция онлайн-медиа стала ответом на следующий этап развития – конкуренцию среди СМИ в Интернете. Какие формы примет дальнейшая медийная реальность, предсказать пока сложно. Но то, то она будет ответом на изменяющееся потребительское поведение – однозначно.

Дизайн СМИ и поведение потребителя

Во второй половине прошлого столетия умами и сердцами миллионов читателей овладел «глянец». С переходом на цветное телевидение пресса также окрасилась в цвет. И пошла еще дальше к удовлетворению эстетических нужд аудитории – создала формат глянцевого журнала. Эти красочные иллюстрированные издания полностью соответствовали росту роли маркетинга на фоне укрупнения потребительской экономики, в котором почетное место занял дизайн. Именно ему было суждено стать основным маркером, помогающим потребителю заметить любой продукт, будь то товар в магазине или журнальная обложка на полке газетного киоска среди сотен и даже тысяч конкурентных аналогов.

Применительно к медиа, дизайн стал принципиально значимым элементом журналистской истории. Он перестал быть просто версткой, просто втискиванием текста и фотографий в газетную полосу. Визуализация превратилась в креативное искусство сторителлинга. Визуализировать можно что угодно: цифры, диаграммы, показатели, хронологию события, схемы местности, полезные советы и пр. Можно создавать настроение и вызывать нужные эмоции по отношению как к изданию, так и к рекламируемому на его страницах товару. Глянцевая индустрия за десятилетия своего существования изобрела массу интересных приемов дизайна. Это, например, обтекание текстом контуров объектов на фотографии, совмещение ряда фотографий и даже выход их элементов за пределы страницы. С точки зрения зрительного и эмоционального воздействия на читателя все это помогает органично сочетать текст и визуальные элементы для того, чтобы создавать визуальные «крючки», цепляющие взгляд и управляющие им. Многочисленные тесты с помощью таких приборов, как Eye Track позволили выявить, как работает внимание читателя. В первую очередь человек смотрит на центральный визуальный элемент полосы (заголовок и фото), а потом переходит к окружающим элементам. Инстинктивно читатель экономит свое время и энергию и перепрыгивает с наиболее перегруженных текстом участков страницы на менее загруженные, где больше интересных иллюстраций.

Разработчики интерактивного контента на страницах интернет-изданий, между прочим, многое в плане переняли от традиционных изданий. К примеру, хороший мультимедийный лонгрид – это воплощение глянца в Сети. Конечно, есть свои нюансы. Но, опять же, отталкиваясь от потребностей читателей, можно сказать, что и традиционный глянец, и веб-ресурсы отрабатывают одни и те же заложенные классиками принципы. А мультимедийность в этом смысле добавляет конкурентных преимуществ современному изданию, владеющему лучшими знаниями предыдущих поколений традиционных редакций.

Новости в Вашем регионе