Конвергентная журналистика: новая медиареальность

Размышления о журналистике, которая пережила безвозвратные перемены

За последние несколько десятилетий развитие технологий двигалось по экспоненте. Естественно, что это отразилось на всем: на способах и скорости донесения информации, а также на культуре потребления и подачи контента. В свою очередь, все эти преобразования привели к появлению новых форматов в медийной сфере.

Что общего между медиатрендами и смартфоном?

Общая тенденция развития медиатехнологий действительно напоминает принцип смартфона. Ведь в этом приборе собраны многочисленные функции, в том числе и медийные. Согласитесь, этот гаджет для всех нас являет собой максимально удобный и незаменимый формат существования в современном сверхдинамичном и сверхкоммуникационном обществе. Нам больше нет нужды носить с собой компьютер с модемом, будильник, калькулятор, фотоаппарат, записную книжку и пр., равно как и покупать газеты и тратить время на смотрение телевизора. Все это настолько удобно, что уже мало кто понимает, как мы раньше жили до этого технологического чуда.    

Мы как люди современные и занятые склонны оптимизировать свои усилия по поиску информации и предпочитаем получать ее из одного источника, который предлагает различные варианты подачи контента – текст, видео, аудио и изображения. Ведь зачем читать текст на одном сайте, смотреть видео на другом и искать инфографику еще где-то? Мы нуждаемся в удобстве, экономии времени и развлекательности (чтобы это не было скучно), которые можно получить, перейдя по ссылке на веб-сайт, который предоставит все это в нужном виде. Это принцип «одного окна». Далее вы узнаете, почему он так важен для современного человека, не мыслящего свою жизнь без информационной онлайн-среды.

С кем имеет дело современная журналистика?

Из вышесказанного вытекает, что продолжением эволюции человека разумного является человек развлекающийся. А, поскольку развлекается этот человек преимущественно на просторах Сети, то логично его называть человеком медиасреды, или медиа сапенсом. И, кстати, медиазависимость – ключевой его признак.

Однако умственные возможности медиа сапенса, все ж таки, имеют свои естественные ограничения. И поэтому количество единиц внимания и энергия у него тоже не безграничные. Всемирная паутина содержит такое количество информации, что потреблять ее из разных источников среднестатистическому пользователю становится попросту лень. Вот почему принцип «одного окна» так любим всеми. Он позволяет получать нужную информацию быстро и без усилий и, помимо всего прочего, достаточно увлекательно.

Конечно же, все люди делятся условно на визуалов и аудиалов, каждый человек лучше воспринимает либо текст, либо видео, либо информацию сугубо на слух. И, поскольку угодить необходимо всем, СМИ нашли решение в конвергенции. И теперь речь пойдет о так называемой конвергентной журналистике. Она идеально подходит для современного медиа сапенса.    

Что такое конвергентная журналистика?

Конвергентная журналистика (англ. convergence journalism) – термин, который происходит от латинского слова “converge”, т.е. «сближаю». По сути это означает схождение чего-либо в одной точке. Применительно в журналистике конвергенция понимается как слияние информационных и коммуникационных технологий в единый информационный ресурс. Фактически мы говорим о веб-сайте (медиапортале), который объединяет в себе контент онлайн-газеты, интернет-радио и веб-телевидение. Сегодня такая «переупаковка» СМИ считается полностью состоявшимся явлением.

Если немного коснуться истории, то впервые новый подход к работе СМИ был предсказан ученым В.С. Хелемендиком еще в 1970-х годах. Тогда возникла гипотеза о том, что в относительно недалеком будущем самостоятельные виды средств массовой информации, такие как телевидение, газета и радио интегрируются в общий информационный центр со своей системой планирования и измерения эффективности их воздействия на аудиторию. Уже в 90-е с развитием Интернета стало понятно, что данный тренд носит устойчивый характер и является практически актуальным. В то же время мир заговорил о мультимедиа (контент, одновременно доступный в разных формах: звук, видео, фото и графика). Именно мультимедийность как вектор развития современных СМИ полностью соответствует природе информационной и интерактивной среды сети Интернет с ее особенностями языка и спецификой контента. Мультимедийность в данном случае определяется взаимопроникновением видов СМИ. На данном этапе развития технологий это – безальтернативная тенденция. Она поддерживается, прежде всего, изменением потребительских привычек пользователей Сети.

Мультимедийные  истории

Сегодня в профессиональном обиходе прочно закрепилось понятие «сторителлинг» (англ. “storytelling”). Этот термин можно перевести как «рассказывание историй». Мы уже упоминали человека развлекающегося, имея в виду культуру взаимодействия современной массовой аудитории в реалиях современной онлайн-среды. И, хотя истории люди любили во все времена (даже в доисторические), именно в нынешнее время сторителлинг показывает свою актуальность особенно. Связано это с высокой плотностью конкуренции между контент-провайдерами и вытекающей отсюда необходимостью постоянного развития и усиления профессионализма и креативности в вопросах подачи контента.

Влияние Интернета на традиционный журналистский текст и на журналистское мастерство в целом привело к появлению гибридных жанров, таких как мультимедийная история. Сейчас разве что ленивый не говорит о мультимедийных лонгридах, которые служат ярким примером такой истории. Лонгрид (англ. “long read”, т.е. «длинное чтение»: данный жанр по определению предполагает длинные тексты – 10-30 тыс. знаков) как новый медийный формат сочетает в себе привычную статью (либо очерк), обогащенную видеоматериалами, фотографиями, инфографикой, аудиофайлами и различными визуальными эффектами, гиперссылками в тексте, слайд-шоу, рисунками и интерактивными формами (голосование, комментарии и пр.). Все это применяется по усмотрению разработчиков лонгридов, исходя из творческих задач. Технологически мультимедийный лонгрид представляет собой веб-страницу и создается чаще всего с помощью распространенных конструкторах сайтов.

Конечно же, не только мультимедийные лонгриды демонстрируют нам во всей красе принцип и возможности мультимедийности контента. Обычные статьи на сайтах все чаще также оснащаются перечисленными выше элементами и становятся мультимедийными. Поисковые системы со своей стороны лучше индексируют материалы такого плана, поскольку считают их более полезными и актуальными для интернет-пользователей.

Что такое конвергентная  редакция?

Теперь перейдем к создателям контента в условиях современной медиареальности. По-прежнему, его создают редакции. Однако сама модель редакции уже не та, что была двадцать и даже десять лет назад. Сегодня коллектив новостного или какого-либо серьезного тематического веб-портала представляет собой команду профессионалов, способных выдавать медиа-продукцию на уровне трансмедийного повествования.

Если в прошлом существовали газетчики, телевизионщик и радийщики и каждый мнил себя представителем отдельной «планеты», то в нынешних реалиях сотрудник конвергентной редакции, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он, скажем, может быстро написать заметку, смонтировать видео, наложить аудио, собрать нехитрую инфографику или фотоколлаж и опубликовать готовый мультимедийный материал на сайте. Таким образом, скорость создания и продвижения контента в массы становится просто космической по сравнению с практикой традиционных СМИ. Тем более, учитывая мультимедийность. Разумеется, с интернет-изданиями по оперативности освещения событий не может конкурировать ни одна газета. Кроме того, трансмедийный принцип конвергентной редакции подразумевает наличие единого информационного центра, что увеличивает потенциал и качество создаваемой новостной продукции. Тем самым, потребности различной аудитории удовлетворяются лучше.

Выводы: к какой реальности

мы пришли и хорошо ли это для нас?

Мы живем в удивительную эпоху становления информационного общества. Технологии создали уникальную веб-среду, в которой мы потребляем вербальную, визуальную и аудиальную информацию. И имеем возможность взаимодействовать с информационными ресурсами непосредственно во время потребления контента.

Конвергентная журналистика – уже данность, объективно отражающая медийный запрос времени и показывающая изменения в поведении аудитории СМИ, ее психологического портрета. Ключевое изменение состоит в том, что из пассивных потребителей информации мы трансформировались в активных участников медиапроцесса. Мы, медиа сапиенсы, хотим влиять на информационное поле. Мы хотим индивидуализированности в получении сведений в Сети, предпочитая самостоятельно выбирать что читать и что смотреть и в каком формате. Сегодняшние СМИ конкурируют за внимание и лояльность потребителя, предлагая высокотехнологичные ньюсрумы. В условиях высочайшего темпа жизни мегаполисов новостные потоки предстают перед нами в максимально удобной форме по принципу «точно вовремя». Журналистика подстраивается под наш ритм жизни. Разве это не благо цивилизации? Суетливый 21 век нуждается как раз в такой модели СМИ. Ясно одно: мир уже не будет прежним.   

 

Новости в Вашем регионе