Конвергентная редакция: как преобразовать традиционное СМИ в мультимедийное?

Взгляд на современный подход к построению успешной

информационной деятельности веб-портала

Конвергентную журналистику по-другому можно назвать синтетической. Конвергентная редакция представляет собой синтез не только форматов контента, но и слияние специалистов разных типов квалификации и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, означает, что для формирования СМИ нового типа необходима особая редакционная стратегия.

Для начала необходимо понять, что «мультимедиатизация» редакции – не дань моде и не прихоть владельцев изданий, стремящихся выглядеть прогрессивными в глазах прочих представителей индустрии. Скорее, это ключевое условие функционирования СМИ в современных реалиях. Говоря о построении конвергентной редакции, мы подразумеваем вставание информационной компании на мультимедийные рельсы и корректировку ее бизнес-модели. Для новостного веб-портала основной задачей является создание мультимедийного ньюзрума, организованного вокруг единого центра. Это подразумевает, что каждая новость доставляется максимально широкой аудитории оперативно и в надлежащем виде усилиями сотрудников с различной квалификацией и посредством инструментов мультиформатного авторинга.  

Конвергентность позволяет редакции, несмотря на разноформатность, сохранять единство редакционной политики. Совокупная ценность создаваемого редакцией контента увеличивается благодаря тому, что все публикуемые материалы отсылаются друг к другу, дополняют друг друга, а не выходят разрозненно.

Технически окном в редакцию служит веб-сайт средства массовой информации. Он отражает все решения, принимаемые новостным отделом. Одной из стратегических задач отдела новостей является увеличение ценности каждого размещаемого материала за счет дополнительной информации о предыстории и контексте того или иного события, предоставления аудитории возможности интерактивного общения, а также благодаря перекрестному продвижению все информационных платформ компании. Немаловажной частью такой деятельности служат, к примеру, соцсети и YouTube. С учетом разнообразия платформ редакция должна заботиться о единстве редакционной позиции и имидже бренда СМИ.

Организация (реорганизация)

процесса работы СМИ

В отличие от традиционной формы медиауправления, конвергентность предполагает важнейшим фактором успеха создание единого пульта управления редакцией, за которым обычно находятся дежурные работники в лице интерактивного редактора, главного редактора, редакторы видеоконтента и текстового контента, а также редактор новостей, принимающий всю входящую новостную информацию. Руководители всех звеньев и подразделений должны постоянно работать в одном open space помещении вместе со всеми сотрудниками. Не должно быть никаких отдельных кабинетов.

Идеальной признается компоновка рабочего пространства офиса по модели «солнечной редакции». Это когда в центре комнаты помещается большой круглый стол, общий для руководителей всех отделов. От этого круглого стола, словно лучи солнца, расходятся столы журналистов. Такая схема расположения дает возможность оперативно решать вопросы, не отходя от рабочего места.

Необходимо помнить о принципиальном отличии мультимедийной (конвергентной) редакции от традиционной. Традиционная редакция строится вокруг продукта, например, газеты. Мультимедийная же организовывается вокруг производства контента, продуктами которого, в свою очередь может быть сколь угодно большое количество. Раньше редакции своим журналистским мастерством помогали издателям продавать конкретный продукт, допустим, тираж журнала. И тираж всегда находил своего покупателя.

Теперь же реальность существенно иная. Читатели имеют возможность выбирать среди множества сайтов и платформ. Они не привязаны к какой-то одной газете. И не проявляют лояльность к брендам новостных изданий. Бесконечный информационный поток застает их в соцсетях, по электронной почте, через push-уведомления и т.д. Регулярно появляются все новые способы получения информации. Причем, стоимость доставки новостей получается недорогая. Представьте себе, какая плотность конкуренции определяет поведение новостных порталов в бесконечной борьбе за аудиторию. В огромном водовороте информации выживает тот, кто правильно построил структуру редакции и взял на вооружение новые подходы к работе.    

В целом, также важно отметить, что руководство конвергентной редакции постоянно должно стремиться к оптимизации журналистских бизнес-процессов. К примеру, команда журналистов занимается разработкой темы и распределением собранного материала между информационными носителями. Здесь как раз и необходима оптимизация. К примеру, автоматизация процесса рассылки заголовком с разбивкой по рубрикам и темам. Журналисты должны по максимуму заниматься исключительно журналистикой, а не тратить время на другую работу.

В этой ситуации представляется нецелесообразным создавать отдельную редакцию для каждого носителя информации. Ведь это приведет к чрезмерному повышению расходов на освещение одного события. Поэтому мультимедийная редакция работает по такой схеме: создает актуальный контент и потом размещает его на всех доступных платформах.

Важность менеджеров

Менеджеры в редакции обычно называются по-разному: издатели, редакторы, начальники отделов. Важна суть работы менеджера и его миссия. По сути, менеджер – это человек, ежедневно занимающийся работой по превращению намерений в результаты. Он руководит людьми и координирует их деятельность, принимает решения и отвечает за них перед вышестоящим руководством. Конвергентная редакция – это интеллектуальный механизм, работники умственного, креативного труда. Поэтому необходимо стремиться к постоянному повышению квалификации сотрудников. А такую задачу можно решить только при условии, если системно выстроить процесс непрерывного обучения кадров. Редакция должна стать постоянно обучающейся организацией.

Работа над собой – всегда вызов самому себе. Многие люди противятся необходимости усваивать регулярно новые знания. Им комфортно сохранять статус-кво, оставаясь при своих уже имеющихся знаниях и навыках. Помочь коллегам выйти из зоны комфорта и сделать личностную «растяжку» – задача менеджера. Люди склонные учиться в двух случаях: когда им интересен предмет и они испытывают жажду знаний и когда прохождение обучения является непременным условием в компании с предусмотренными санкциями за уклонение от него. В том или ином случае мотивация может применяться разная. Главное – результат.

Конвергентность и размеры СМИ

Во время чтения этой статьи вам могло показаться, что конвергенция и мультимедийность – это удел исключительно больших медийных игроков. Отнюдь. Эффективность работы редакции не зависит от ее масштабов. Научиться организовывать труд каждого сотрудника в мультимедийном русле и увеличивать эффективность каждого часа его работы – посильная задача даже для коллектива маленького сайта про хомячков. Все остальное – стереотипы.

Создать в редакции свой ньюзрум не значит, что нужно закупить много дорогой мебели и оргтехники. Вообще, переход на редакции мультимедийность не должен быть дорогим. Программное обеспечение стоит вполне подъемных денег. Качество персонала – вопрос правильного отбора и подхода к нему в целом. Главное – понимание того, зачем вам это и каковы ваши цели. Что вы делаете и почему вы это делаете.

  Новые роли и должности

Одной из важных задач в процессе переформатирование традиционной редакции в конвергентную является перераспределение функций и внедрение позиций, актуальных для нового формата. Можно выделить своего рода «великолепную семерку» ключевых редакционных сотрудников, от которых будет зависеть успех деятельности.

Вот они, наши новые герои.

Главный редактор как медиа-дирижер – это уже не просто главред. Это действительно дирижер все релакционных процессов независимо от формата контента. Он принимает решения о контенте, планирует его от идеи до формата, объемов сроков и оформления.

Редактор-агрегатор – человек, тратящий усилия на сбор полезной для аудитории информации. Он же занимается обратной связью с читателями и публикацией контента.

Мобильный журналист – труженик «полей». Он не сидит в Интернете, сидя в крутящемся кресле в редакции, а ищет людей и события, которых нет в Сети. На его ответственности оперативная передача информации в редакцию.   

Журналист-аналитик – работает с базой данных, «дружит» архивом, обожает анализировать большие объемы информации.

Мультимедиа-продюсер – координатор работы журналистов из разных отделов, занимающихся контентом в различных форматах. Его задача состоит в том, чтобы на выходе все материалы везде смотрелись одинаково хорошо.

Редактор-эксперт – не то, чтобы просто эксперт в какой-то сфере, а публичная персона и лицо интернет-издания. Он дает интервью, общается со СМИ от имени редакции и ведет блоги.

Редактор сообщества – ведет обратную связь с аудиторией издания, обеспечивает интерактивность на разных площадках, формирует сообщения в режиме интерактива.

Конечно же, одной статьей мы довольно непросто охватить широкий круг вопросов, связанных с трансформацией классической редакции в конвергентную. Мы коснулись наиболее важных и общих аспектов для того, чтобы обрисовать более-менее целостную картину.  

Новости в Вашем регионе