Казахстанское телевидение: быть или не быть?

«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение», - этой известной фразе из всеми любимого советского фильма «Москва слезам не верит» вот уже скоро исполнится 40 лет.

А ведь, действительно, телевидение, за почти полсотни лет с того времени, завоевало зрительские внимание и любовь – в полной мере. И не только. «Голубые экраны», привычных нам ящиков, успели смениться на более компактные и комфортные в использовании - мониторы компьютеров, ноутбуков, планшетов, сотовых телефонов. Казалось бы, на первый взгляд - современные гаджеты уверенно отодвинули ТВ в сторону. Но так ли это на самом деле? Предлагаю взять в руки пульт и пролистать казахстанскую СМИ-статистику вместе с Ляззат Танысбай – профессиональным журналистом – телевизионщиком, генеральным директором холдинга «НурМедиа» и телеканала Астана. Кому, как не ей – знать все дебеты и кредиты отечественного телевидения.

Ляззат Тансыбай – эффективный менеджер республиканского ТВ. Она не понаслышке знает, сколько казахстанцев ежедневно включают свои телевизоры. Так, по ее данным, их - более 50 процентов. Еще 90% - делают это хотя бы раз в месяц. А, это значит, что слухи о смерти именно этого средства массовой информации – ничто иное, как преувеличение, считает Ляззат Танысбай. Свое экспертное мнение она высказала на пятой неформальной конференции Media Talks, традиционно проходившей в Астане.

Ляззат Танысбай: «Как бы это не понравилось нашим активным в сетях блогерам, но тем не менее это так. Почему я в этом так уверенна? Во-первых, по самым-самым осторожным прогнозам уже этого года, мы можем говорить о том, что рост рекламных доходов на телевидении составит 12-15%. А вы сами понимаете, что развитие любого телеканала, рост наших зарплат, модернизация, техника, создание, производство качественного контента, закуп достойного контента – все это зависит от рекламных денег. Есть рекламные доходы, значит, будет и развитие телевизионной сферы в общем. Я говорю сейчас на примере частных телеканалов. Так вот, в стране из всех рекламных денег – 64% идут на телевидение, 11% -идут на наружную рекламу, 9% - идут на печатные СМИ, 9% - идет в интернет. И только 8% - на радио. Почему я так подробно говорю об этих цифрах, потому что в последние годы, вы сами знаете, бытует такая страшилка для нас, телевизионщиков, что вот – эпоха телевидения ушла. Все бюджеты рекламные и вместе с ней аудитория, плавно перетекли в интернет. Так вот, статистика и цифры – говорят об обратном: 70 млн. долларов поступают ежегодно на казахстанские телеканалы и только 9,5 млн. долларов – идет в интернет».

При этом, как признается гендир республиканского телеканала, она и ее команда вполне отдают себе отчет в том, что их аудитория каждый год меняется. Одно поколение зрителей сменяется другим. К сожалению, не имеющим привычки «телесмотрения». То есть, зрители смотрят создаваемый ими же контент – не через традиционный телевизор, а посредством новых мессенджеров, социальных сетей, мобильных приложений и т.д. Одним словом, меняются методы доставки информации до зрителя. И личные наблюдения Ляззат Танысбай говорят сами за себя: большинство казахстанцев днем читают новости в интернете - различных соцсетях, а вечером они же включают свой любимый телеканал и обязательно перепроверяют достоверность той или иной информации. Ляззат Танысбай: «Кстати, на примере телеканала Астана, хочу сказать, что 6 лет назад наша аудитория равнялась – 2,6% от общей телевизионной аудитории страны. Сегодня этот показатель равен 10,6%, т.е. наши показатели увеличились в 4 раза. И в 4 раза выросли наши рекламные

доходы, которые в последние три года позволяют нашему телеканалу быть абсолютно самодостаточным, и независимым от акционеров, рентабельным телеканалом».

Профессиональному журналисту Ляззат Танысбай - доставляет огромное удовольствие рассказывать о специфике телевидения. Молодежи, что приходит на стажировку, она не устает повторять: традиционной журналистике сегодня обучаться нет необходимости: «К примеру, у нас на канале есть замечательная линейка: «Репортер», представляют специальные документальные фильмы с замечательным талантливым журналистом, автором, продюссером – Адлетом Кусаиновым. Так вот, смотрите, он, находясь на событии, оттуда выходит в прямой эфир в одной соцсети, возвращаясь в редакцию – делает нарезку для другой соцсети, вечером выдает в новости – материал, в выходные делает в аналитику материал, уже более шире, затем свою линейку «Репортер» представляет на 25 минут, делает специальные выпуски. Между этим закидывает материал еще и на радио. Т.е. один талантливый парень заменяет собой нескольких сотрудников».

Не промахнусь, если такого репортера назову «All inclusiv» (прим.авт. Все включено). И работать в таком режиме сегодня вполне возможно, благодаря современным технологиям, считает Ляззат Танысбай. Однако эти же современные технологии способствуют исчезновению таких профессий, как персонал архива – за их неактуальностью в силу оцифровизации всей хранящейся информации. Студийные телеоператоры - также исчерпали себя. Их уверенно заменяют роботизированные коллеги – видеокамеры. Таким образом, телевидение сегодня имеет возможность в ежедневном рабочем формате трансформировать профессии. Ляззат Танысбай: «Поэтому сегодня говорить о том, что журналистика – она именно такая, какой нас учили много-много лет назад, это совсем не так. И вообще я верю, что журналистике больше обучаются на практике».

Ляззат Танысбай также отметила, что с приходом современных технологий на рынок отечественного телевидения, картинка и процесс создания этой картинки – стал гораздо качественнее и рентабельнее. Так, по ее словам, раньше, чтобы снять достойный документальный фильм - была необходима аренда вертолета. Как мы все знаем, эта услуга не из дешевых. А сегодня - редакции достаточно иметь один дрон, стоимостью в тысячу долларов, который прослужит не один год. Для создания развернутого репортажа – телеканалу вовсе не обязательно иметь дорогую видеокамеру. Сейчас в этом просто-напросто нет острой необходимости. Ляззат Танысбай уверенна, таким образом, для многих открыт доступ к тележурналистике: «Очень много чего сейчас готовится на аутсорсинге. Но, тем не менее, опять же по моим наблюдениям, конечно, это все замечательно, хорошо, это рождает конкуренцию, рождает качество, но тем не менее из хорошего блогера, из хорошего видео-контента в интернете – 90% не получаются телевизионщики. А вот из любого телевизионщика - блогер и интернет-автор получится спокойно. Об этом тоже надо помнить». И здесь Ляззат Танысбай будет благодарно все отечественное журналистское сообщество. Ведь, действительно, видеоблогеров, writeблогеров в просторах казахстанской паутины – пруд пруди. На любую тему, возраст, религию, количество подписчиков и даже стоимость гонорара. Однако юридической ответственности в отличие от официальных СМИ, эти товарищи не несут. И какого же сейчас живется журналистам - имеющим соответствующее образование, знания, накопленный годами опыт, ответственность за каждое слово – вынужденным делить свой кусок хлеба с представителями нового веяния моды? Признаться, честно - нелегко. Да, и не особо приятно. Но, увы, негласные законы тренда таковы. И нам, журналистам, остается

лишь оттачивать свое мастерство теперь уже не только над самой картинкой, но и привлечением внимания к своему продукту, и соцаккаунту в целом. А тут уж, все методы хороши: интервью с медийной личностью, резонанс происходящего действия, неформальные вопросы и такие же ответы, и т.д.

Возвращаясь к теме тележурналистики: процесс производства контента – сегодня упрощен, на сколько это возможно. Себестоимость – падает. И это – хороший тренд, считают телепрофессионалы. Любую скучную, рутинную работу, можно переложить на плечи тем же роботизированным видеокамерам на тв. Однако, самую главную фишку, свойственную телевидению – дарить эмоции, побуждать у зрителя искренние, душевные чувства – вот это качество никаким роботам не под силу. При всех их отличительных плюсах. Ляззат Танысбай уверенна, здесь в деле лишь истинные профессионалы – журналисты! И пройдет еще полсотни лет, и возможно, легендарный оскароносный фильм «Москва слезам не верит» не будет актуален и интересен поколению 2050 года, и возможно, блогеры исчерпают все свои видео и write-фишки, и современные гаджеты будут стерты еще более прогрессивными аппаратами, а телевизоры поменяют свою форму и размеры, однако, меня не покидает уверенность, что книги – в своем традиционном виде и телевидение с человеческими ресурсами – продолжат свое существование. А вот будет так или не будет? – покажет время…

Новости в Вашем регионе