Как писать материалы: поиск темы

Вне зависимости от того, есть ли у вас опыт в журналистике или вы – студент журфака, работая в СМИ, вы каждый день сталкиваетесь с тем, какую тему выбрать для написания материала.

Редакционные задания, PR-материалы и текучка (напишу то, о чем будет говориться в ходе пресс-конференции или на совещании), здесь не в счет. Для того, чтобы написать вышеперечисленное – особой фантазии (или вдохновения) не требуется.

Как найти интересные темы? Те, о которых возможно никто не писал или уже очень давно не обращал внимания?

 

1. Изучите вашу целевую аудиторию.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, конечно, в первую очередь необходимо сосредоточиться на целевой аудитории вашего издания. Изучайте круг интересов вашей целевой аудитории, обращайте внимание на обратную связь – возможно, темы для материалов будут звучать в вопросах, поступающих от ваших зрителей, читателей или радиослушателей. Но если и этот ресурс себя исчерпал, а вам хочется чего-то свежего – попробуйте ознакомиться с тем, о чем пишут ваши коллеги из аналогичных узкоспециализированных изданий: вашего региона, страны, ближнего и дальнего зарубежья. И здесь речь не идет о том, чтобы скопировать их новинки. Возможно, вас эти идеи натолкнут на что-то совершенно новое.

Гораздо больше поля для деятельности в общественно-политических изданиях. На этапе выбора темы вы заранее вряд-ли сможете определить, как она «выстрелит». Все зависит от проработки этой темы.

В то же время, не витайте в облаках. Тема ни коим образом не должна отрываться от реальной действительности и посвящена тому, что такое счастье и как прекрасна весна. В обыденной жизни люди обсуждают серьезные вопросы только с теми, кому они доверяют. Почему они должны прислушиваться к мнению какого-то начинающего журналиста? Весне радуется не только автор, но и целый мир. Эмоции у всех одни и те же, так что у текста изначально отсутствует какая-либо интрига и проблема, которая могла бы вызвать разнополярные дискуссии.

 

2. Прорабатывайте сразу несколько тем, параллельно с текучкой.

 

Именно учитывая этот факт неизведанности, желательно брать в обработку параллельно сразу несколько тем по принципу: «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится». Это связано с тем, что ваше издание выходит с постоянной периодичностью, и редкий заместитель редактора, если вы – в штате, вам позволит две недели заниматься проработкой лишь одного материала. (Это невыгодно и вам лично с материальной точки зрения).

Поэтому, занимаясь «текучкой», всегда держите на примете несколько своих тем, которые будут ждать подходящего момента для обрастания фактами и доводами. Только в таком случае процесс будет по-настоящему увлекательным, непредсказуемым, творческим и уникальным, а тема – только вашей без всяких сомнений.

 

3. Избегайте замусоленных тем.

 

Логика проста: если издание первым сообщит о повышении стоимости проезда в общественном транспорте – тема вызовет интерес. Если же вы после выхода этого материала предложите аналогичную тему – больше вероятности, что редактор не будет ее размещать на страницах своей газеты.

 

4. Важна свежесть подачи, её эксклюзивность и глубина.

 

Важна даже не тема, а само содержание, новизна, глубина и свежесть подачи, наличие авторитетных и интересных собеседников. В вопросах, касающихся собеседников, предсказуемости не меньше. Вы можете долгое время пытаться «раскрутить» на интересный вопрос министра, и так и ничего от него дельного не услышать. А порой разговоритесь где-нибудь в кулуарах со специалистом, которые такие пикантные факты вам выложит, что сможет дать вам почву для изучения определенной сферы деятельности и инициирования запросов в те или иные государственные органы.

 

5. Нет глупых и мелких тем, каждая может быть достойна вашего внимания.

 

Не случайно в профессиональных кругах бытует устойчивое мнение, что журналистика – это образ жизни. Даже отправившись на отдых, вы всегда остаетесь журналистом, пока вы видите, слышите, замечаете, общаетесь с людьми и бываете в разных жизненных ситуациях. Что, что вы делаете – оплачиваете коммунальные, водите детей в школу и в детский сад, покупаете продукты, переходите дорогу или интересуетесь услугами туристических агентств – может стать поводом для написания материала, если вы столкнулись с определенной проблемой и намерены докопаться до истины. И только от вас зависит, сможете ли вы эту тему подать масштабно, сопровождая материал статистическими данными, комментариями экспертов или личными зарисовками.

Если те или иные вопросы возникли у вас – следовательно они могут возникнуть и у вашей аудитории. Ваш «конёк» – в том, что в отличие от соседки во дворе, которая выговорилась и забыла, вы можете провести своё собственное расследование и изучить точку зрения всех сторон, помочь читателю и сэкономить его время.

В вашем магазине нет POS-терминала? Казалось бы, мелкая тема. А если обратиться к юристам, к представителям фискальных органов, найти точку зрения Минфина по этому вопросу, привести мнение хозяина магазина (который возможно скажет о высокой комиссии банков) и бабули, которая возможно не смогла купить хлеб, так как рядом не оказалось банкомата, а у нее закончилась наличность – материал обеспечен. В дальнейшем, возможно, он станет поводом для серии материалов о теневой экономике, или своеобразных «рейдов» о том, какова статистика по оснащению POS-терминалами в вашем конкретном населенном пункте.

 

6. Расширяйте круг своих интересов.

 

Чем шире ваш круг интересов, тем шире круг вашего общения, и тем более интересные темы для материалов можно найти. Активно интересуйтесь тем, что волнует ваше окружение, находите уникальных людей, каждый из них может стать героем вашего очерка или отдельного интервью. Ну и учитывая, что в данном материале мы ведем речь о поиске уникальных источников, конечно же, беритесь только за те темы, которые вас искренне интересны. Написанные в муках материалы читать так же не интересно, настроение и отношение автора непременно переключится на настроение ваших читателей. Какой бы сложной ни была тема, ее можно подать живо и простым языком. Упрощайте подачу. В этом и заключается мастерство журналиста.

 

7. Не бойтесь экспериментов.

 

Даже если вы не разбираетесь в какой-то сфере деятельности, но хотите о ней написать – не делайте табу. Невозможно знать все обо всем. Познакомьтесь с профессионалами в этой области, прочтите побольше статей на эту тему, следите за развитием событий, и со временем будете втягиваться в этот процесс. Любая тема (абсолютно любая!) может стать вашей любимой, когда вы начнете в ней разбираться.

 

8. Избегайте «мёртвых» материалов.

 

В региональной прессе очень много материалов с неким налётом репортажности. Их цель – в формате расширенного отчёта рассказать читателям о событиях с участием главы региона или более высокопоставленных чиновников из Астаны. Если вам от этих материалов никуда не деться – постарайтесь подать их под другим углом. Найдите изюминку мероприятия. Возможно, на прошедшей продовольственной ярмарке производителями вашего региона был представлен уникальный сорт картофеля с высоким содержанием крахмала, который прославился за пределами страны и может стать поводом для открытия линии по производству чипсов. Или на ней свою продукцию представили члены ассоциации для людей с ограниченными возможностями, которые не только получают возможность заработать, но и оказать содействие в развитии продовольственной программы страны. (Здесь же может выгодно подчеркнуться поддерживаемая главой государства программа развития малого и среднего бизнеса).

 

9. Развивайте тему, будьте последовательными.

 

Если вы в предыдущем номере рассказали о нумизмате, который говорил о желании открыть клуб любителей собирать и классифицировать монеты, напишите о результатах этих планов, если они уже реализовались. Возможно, жители региона получат интересные подробности о имеющихся в их наличии раритетах.

Ну и, конечно, всегда нужно брать во внимание, что какую тему бы вы ни выбрали – ее «на берегу» желательно предварительно обсудить с руководством вашего издания, чтобы не работать впустую и возможно получить рекомендации о том, как усилить те или иные направления.

Новости в Вашем регионе