Факторы преобразования традиционной журналистики в конвергентную

Современное общество является предоставляет безграничные информационные возможности. Его технологические достижения подталкивают к развитию информационных сетей и интеграции в мировое информационное пространство. Происходит взаимовлияние и взаимопроникновение одних видов СМИ в другие, что собственно и определяется как мультимедийность современного медиа.

Мультимедийность является признаком конвергентной журналистики. Она развивается на основе современных систем коммуникаций и средств связи и способно накапливать, а также распространять важную информацию любой направленности. Интернет служит информационной, интерактивной средой со своим языком и спецификой контента.

В сегодняшнее время информация и знания являются стратегическим ресурсом страны. Роль этого фактора постоянно усиливается, становясь средством ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о возрастающей роли информационной индустрии, коммуникационной политики государства в развитии общества.

Процесс конвергенции различных сфер коммуникаций и информации усиливает состояние перехода на новый уровень развития стран. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), стирающие границы времени и пространства, становятся главными «помощниками» процесса глобализации. А он, в свою очередь, меняет и традиционную экономику, и формы социальной активности, и менталитет, образ жизни, привычки людей. Информационно-технологическая революция активизировала внедрение и развитие глобальных СМИ, в Казахстане быстро распространяется спутниковое, кабельное, цифровое вещание, Интернет-ТВ и радио, мобильная телефония, растет количество Web-изданий, информационных мультимедиа ресурсов, получает развитие волоконно-оптическая связь, платное видео. 

Все чаще к мультимедийному обращению направляется различная информация: аудиовизуальная, акустическая, вычислительная, оптическая, изобразительная, художественная, сценическая и другая. Во всем мире происходит либерализация и глобализация информационных рынков. Кардинальные сдвиги в техническом обеспечении коммуникационного процесса привели к появлению принципиально новых средств массовой коммуникации. Во-первых, они «привязаны» к экрану. Каждое новое СМИ не отменяет предыдущее, а дифференцирует их предназначение, способы доставки информации и ее распределение. Многие исследователи приходят к общим характеристикам новых медиа. Новые медиа в той или иной степени интерактивны. Во-вторых, они предлагают одновременно текст, звук, видеоизображение, как статичную картинку, так и движущиеся образы. Социально-экономические изменения казахстанского общества определили направление развития новых ИКТ, средств массовой коммуникации страны.

Одно­временно с этими процессами происходит слияние компьютерных, телекоммуникационных и вещательных технологий, т.е. конвергенция. Подобная интеграция приводит к тому, что ин­формационная индустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных систем массовой коммуникации и создавая новые медиа-системы. Исторически эти сектора развивались отдельно, но в настоящее время благодаря технологическим новшествам границы этих секторов размылись, идет активный процесс их интеграции, который в гораздо большей степени охватывает технологии и системы передачи информации. В недалеком будущем примерно три четверти населения будет занято в области информации и в областях, связанных с коммуникацией.

Конвергенция как понятие начинает доминировать в медиа-менеджменте, включая и производство контента. Существенно влияя на сбор, создание и распространение информационного продукта, конвергенция не только кардинально изменяет подходы к управлению информацией, принципиально реконструируя организационную структуру СМИ, но и формирует новую среду, представляя то пространство, которое технически позволяет объединять в себе текстовые, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические, анимационные и другие элементы.

Мобильность, мультимедийность, интерактивность, универсальность, многофункциональность – вот ключевые слова современной журналистики, которая постепенно становится конвергентной. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов. Модели изменения медиа-систем в Казахстане и за рубежом становятся похожими, а тенденция глобализации играет в этом процессе не последнюю роль. Само понятие конвергентной журналистики появляется в начале 21 века. Создание различных медийных информационных контекстов требует особого умения, профессионального мастерства.

Конвергентная редакция является перспективной моделью деятельности журналистского коллектива. Благодаря ей работа журналистов становится более оперативной и продуктивной. Конвергентная редакция позволяет готовить более полноценные материалы, сочетающие в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность. Есть еще преимущество: появляется возможность сокращения издержек, растет привлекательность объединенных СМИ, увеличивается их капитализация. Для казахстан­ского медиарынка тема «конвергенция в журна­листике» новая. Тем не менее казахстанские СМИ активно внедряют мультимедийные редакции. Практически все крупные медиахолдинги стали создавать мультимедийные пространства.

Существует ряд факторов, обусловливающих преобразования медийного рынка:

  1. Смена мономедийной среды на мультиме­дийную;
  2. Замена классификационного названия медиа – из СМИ они трансформируются в СМК;
  3. Возникает новая форма коммуникации – интерактивность;
  4. Процессы глобализации с учетом исполь­зования современных цифровых технологий из­меняют параболу распространения информаци­онного продукта

Также эти преобразования характеризуются такими процессами, как про­исходит передача функций одних масс медиа другим, «перемена ролей» у разных каналов ком­муникации, появление возможности получать одинаковое содержание по разным каналам. В результате радикально меняются прежние пред­ставления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных медиа, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров.

Новые СМИ увеличивают возможности ком­муникации, предлагают разное интерактивное взаимодействие пользователя и производителя, а также распространителя содержания. В ходе такого процесса происходит эволюция персональной модернизации. В средствах массовой информации проявляются тенденции, которые выражаются в резком увеличении информационных потоков, в появлении новых независимых СМИ, медийных организаций, новых участников информационного процесса.

Новости в Вашем регионе