Длинные тексты в современной конвергентной журналистике

Журналистика длинных форм была актуальна во все времена. Длинный текст говорит читателю о том, что у автора есть что рассказать, что у него есть интересная история. Другой вопрос заключается в том, что за последние несколько двадцать лет привычки потребления контента действительно изменились. Сегодня многие люди не читают книг и обладают типичным клиповым сознанием. Ведет ли этот тренд к постепенно деградации населения или нет, мы судить не беремся, но точно знаем, что снижение уровня читательского мастерства у аудитории ничего хорошего не сулит. Однако в этом есть и положительная сторона: изменение поведения читателей стимулирует журналистику меняться и находить более эффективные, чем текстовая «простыня» форматы.

Один из таких форматов – мультимедийный лонгрид. Это по определению длинный текстовый материал. Но он не сугубо текстовый, а интерактивный, существующий в веб-среде и обладающий всеми технологическими возможностями веб-страницы.

Многие полагают, что длинная форма несостоятельна в условиях современного медиапространства и характеристик аудитории. И что якобы давно уже произошла «твиттеризация» журналистики, что читатели готовы читать только короткие сообщения вместо статей и отучились от чтения длинных аналитических и обзорных статей. Однако мы не стали бы торопиться с подобными выводами.

На самом деле, вызовов у журналистики сегодня вполне достаточно. Редакторы постоянно ищут способы заставить людей читать, заинтересовать их. Тем более, что сегодня все больше поклонников мобильных девайсов и потребления контента с экранов

Вот лонгрид-то как раз-таки и призван служить тем самым инструментом, который борется против нежелания читать. Итак, жив ли длинный текст в Интернете, тем более, в условиях нынешней информационной перегрузки? Попробуем разобраться.

В цифровую эпоху люди, с одной стороны, испытывают информационный стресс, будучи информационно атакуемыми ежедневно со стороны самых разнообразных и многочисленных источников контента. С другой стороны, потребности в информации постоянно растут в связи с развитием философии успеха, появлением новых профессий и повышением плотности конкуренции на рынке труда. Кроме того, наблюдается спрос не только на профессионально полезный контент, но и развлекательный и лайфстайл-контент. Журналисты, соответственно, работают над удовлетворением растущих информационных потребностей.

Опыт показывает, что серьезную и качественную информацию далеко не всегда возможно подавать в короткой «твиттерообразной» форме. Поэтому длинная форма по-прежнему существует и пользуется успехом. Мультимедийность СМИ способствует тому, чтобы делать длинные тексты удобочитаемыми и привлекательными для чтения. Современные длинные статьи намного легчи и интереснее читать, они разбавляются фотографиями, инфографикой, видео- и аудиофайлами. Особенно в этом плане эффективны лонгриды.

О том, что такое лонгрид написано уже немало. Этот относительно новый формат становится широко известным в среде профессионалов в области медиа и среди потребителей контента тоже. Людям нравится читать лонгриды, конечно, при условии, что они интересно написаны и снабжены добротным дизайном. Длинная журналистская форма в виде лонгрида – это новая жизнь аналитических и обзорных материалов, а также очерков. Работники глянцевых журналов называют такие материалы фичерами. Редактор американского журнала New Yorker Дэвид Рамник называет лонгриды «длинным, расслабленным, хорошо проработанным с журналистской точки зрения литературным нон-фикшеном». Контент лонгрида выступает в качестве противовеса миниатюризации медиасообщений. Он направлен на вдумчивое и неторопливое чтение и смотрение. Достаточно необычно говорить о смотрении применительно к длинному тексту, но благодаря мультимедиа лонгриды действительно в определенной степени просматривают. Порой даже не совсем понятно становится, что в лонгриде первично, текст или всевозможная визуализация. Хотя, все же, для лонгридов характерно, что текст выступает стержневым элементом, который поддерживается визуально мультимедийными элементами.

Лонгрид жанр нелегкий. Он предполагает долгий и кропотливый труд журналиста и всей мультимедийной команды.

Насколько длинными бывают тексты лонгридов? Мировая практика свидетельствует, что объем текстов варьируется от 12 до 30 тыс. знаков. К примеру, легендарный, считающийся первым полноценным мультимедийным лонгридом и образцом этого жанра на момент своего появления, лонгрид под названием “Snowfall” от The New York Times имел объем текста более 16 тыс. знаков. Фишкой был так называемый эффект «расширенного чтения», когда в материале возникает какой-либо фрагмент, нуждающийся в изображении графически или в аудиосопровождении. Это лонгрид выглядел как единое мультимедийное полотно на отдельной веб-странице, дающее прочувствовать силу разных видов медиа. Между прочим, на разработку этого знаменитого лонгрида ушло девять месяцев работы команды.

Многое в разработке лонгридов в тоническом плане берется из практики создания видеоигр. Чтобы дать читателю ощутить атмосферу виртуальной реальности, эмоционально вовлечь его, обеспечить эффект присутствия.

Почему в журналистском сторителлинге длинные тексты эффективнее коротких? Потому что все мы любим послушать основательные истории, расслабиться и получить удовольствие от самого процесса рассказывания истории (сторителлинга). Именно в таком контексте, когда вы будто пришли в кино и намереваетесь погрузиться в киноновинку. Вас бы наверняка не устроило, если фильм будет длиться пять минут вместо полутора часов. Поэтому излишне короткие истории в стиле «колобок повесился» и для сторителлинга не подходят.

Еще один аргумент в пользу длинного текста. Как говорил американский копирайтер Гэри Хэлберт, если вам нужно жениться на девушке из другой страны, то, сколько информации о ней вы хотели бы предварительно получить по электронной почте? Коротенькую анкету или все, что только можно узнать о вашей будущей жене? Чем важнее информация, тем подробнее она должна быть. Другими словами, самолет коротким твиттом вы не продадите.

Теоретики в области журналистики до сих пор спорят, что же на самом деле такое лонгрид. Является ли он действительно новым форматом онлайн-журналистики или нет. Ну, то, что онлайн – это без сомнений. А в плане журналистики? Существует весьма компетентное мнение экспертом, что это все-таки особый вид медиатекста со специфическими формальными и содержательными характеристиками, который можно выделить в новый тип онлайн-произведения. Противники такой позиции аргументирую, что мол лонгрид вовсе не журналистский материал, а всего лишь специфический формат веб-паблишинга. Что ж, это сильно упрощает понимание предмета данной статьи. Обе точки не лишены логики, на наш взгляд. Однако, другие исследователи проанализировали большое количеством лонгридов и пришли к выводу, что их авторы не писали просто длинные тексты, которые смышленные дизайнеры потом должны были просто приукрасить всевозможными «рюшечками». Напротив, он и писали историю, заточенную именно под формат мультимедийного лонгрида, хорошо представляя себе, в каких частях текста будут применены фотографии, графика, шумы, видео. Авторы хорошо представляли себе, как все эти дополнительные элементы будут переплетаться, и «играть» единым мультимедийным ансамблем, создавая нужное впечатление и эффект. Все это говорит о лонгриде как о воплощении конвергентной культуры медиа.

Исходя из всего вышесказанного, считаем логичным привести здесь определение, которое кажется нам весьма точным.

Мультимедийный лонгрид – это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования.

Яркой технической особенностью лонгрида является возможность прокручивать его с помощью мышки вниз как полотно, на которое подвязаны мультимедийные элементы. Причем видео и аудио почти всегда запускаются автоматически, без клика. Не менее важной деталью архитектоники лонгридов можно назвать их многосложность. Обычно они предстают в виде взаимосвязанных глав, выстроенных сюжетно соответственно со своей драматургией. Присутствует здесь и принцип линейности структуры, которая реализовывается в хронологическом повествовании. Бывает, что журналисты экспериментируют с нелинейными сюжетами. Например, строя историю вокруг центральной проблемы, вокруг которой располагается некий навигационный «бар».

Важно понимать, что лонгриды не являются жанром публицистики, как, например, очерки. Это именно формат, который можно применять к тому или иному жанру. Однако, стоит учитывать, что для лонгрида характерны сторителлинговые, аналитические и обзорные тексты, но не событийно-новостные.

И в заключение еще один существенный аспект. Лонгрид как формат полностью соответствует понятию и принципам так называемой мультимедийной истории, которую логично считают вершиной деятельности конвергентной редакции, имея в виду, что в ней гармонируют все мультимедийные элементы (аудио, видео, графика, текст, анимация и пр). Основной формой реализации концепции мультимедийной истории является мультимедийная статья, родственный лонгриду формат.   

Новости в Вашем регионе