Плюсы и минусы хорового пения

Никаких минусов у этого вида сценического искусства, конечно, нет. Более того, «музыка, хоровое пение являются важнейшим средством формирования здорового человека». Да и образование начинается с музыки.

Признаться, идя на отчетный концерт народного хора русской песни и образцового хореографического коллектива «Счастливое детство», об этом суждении авторитетного медика и педагога Владимира Базарного я не знал. Оказывается, и Виктор Попов (тот, что создал, а потом и руководил самым главным детским певческим коллективом в Советском Союзе) отмечал необычайную пользу хорового пения, которое «развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому».
А ведь мы-то беззаботно, но неуклонно теряем его, используя лишь отчасти, а то и вовсе забывая о широчайших возможностях этого жанра вокального искусства. Мы перестали не только петь дома, за работой и в застолье, и слушать хоровую песню перестаем. А послушать есть что: «Родимый край», «Мне мороз – не мороз», «Ой, калина», «Шкатулка», «Я на печке молотила», «Ты мне нитки не мотай», «Через реченьку мосток». Эти и другие песни в исполнении хора русской песни ЦДК «Горняк», его вокальной группы, детской – «Фантазеры», дуэта «Звонкие голоса», вокальной группы «Гармония» 5 микрорайона, да еще при поддержке танцевальных ансамблей «Радуга» и «Счастливое детство» стоило в минувшую субботу посмотреть и послушать.
Сидя в зале ЦДК «Горняк», подумал, что без участия в отчетном концерте «Лейся, песня раздольная!» образцового хореографического коллектива «Счастливое детство» публики, наверное, не набралось бы и на три ряда партера. А может, зря нагнетаю грусть? Давайте лучше поговорим с хормейстером Натальей Буточниковой.
Справка «Престижа»
Наталья Альбертовна Буточникова окончила Новосибирское музыкальное училище и Челябинский институт культуры, получив специальность дирижера-хоровика. В Степногорске живет с 1963 года. Работала в ДК СУС «Строитель» (будучи директором Дома культуры, пела в ВИА «Эдельвейс»), во Дворце культуры ЦГХК, ныне ЦДК «Горняк» хормейстером, долгое время – музыкальным работником в детском саду. С октября 2016 года Наталья Буточникова по приглашению коллег вновь рядом с друзьями по цеху, в семье по-настоящему творческих людей – руководит хором русской песни в «Горняке».
- Каким было вхождение в коллектив ЦДК? Наверное, это не просто после детского сада?
- Я люблю работать в команде. Не противопоставляю себя концертмейстеру. Это нереально и несерьезно, потому что они люди грамотные, знающие свое дело. У нас творческий союз, поэтому мы первым делом начали с обсуждения репертуара с Николаем Николаевичем Шапошниковым и Вячеславом Константиновичем Рябчевским. Я с ними советовалась. «Да, – говорят, – все хорошо». И мы начали все учить, расписывать, делать. Я прямо окунулась в эту работу. Думаю: «Как хорошо-то! Так интересно получилось, что я опять здесь!». Сейчас к нам вернулся и Иван Павлович Ковцур.
- Что значит быть руководителем хора?
- В первую очередь он определяет жанр, подбирает творческую программу коллектива. Раньше хорошим подспорьем в создании репертуарного плана были журналы «Музыкальная жизнь», «Культпросветработа», «Клуб и художественная самодеятельность». Сейчас их функцию неплохо выполняет интернет. Я забираю песни у профессиональных коллективов. Великолепные песни поет хор имени Пятницкого, хор Захарченко – великолепный Кубанский казачий хор. Оттуда я забираю репертуар. Омский государственный русский хор, Красноярский сибирский хор, Воронежский русский народный хор... Есть отличные ансамбли «Звонница», «Сударушка»… Вот я их смотрю, слушаю и беру, что именно подойдет моему коллективу.
- Хор имеет богатую историю, звание Народного…
- Да, когда в один из репетиционных дней я вошла сюда, сразу увидела людей, которые ходили еще к Юрию Витальевичу Демьяненко: Валентину Шитову, Лидию Григорьевну Петрову, Галину Спиридоновну Титову… Конечно, я очень волновалась, потому что было с чем сравнивать. Юрий Витальевич вообще маститый руководитель. Поэтому я стараюсь до этого уровня дотянуться.
- Как проходит знакомство с новой песней?
- Если я даю что-то новое, я сначала даю послушать, включаю музыкальный центр. Направляю: посмотрите, какой характер у произведения, темп какой, какие слова, где дыхание берут… И обязательно спрашиваю, нравится ли им песня. Естественно, стараюсь, чтобы им это тоже нравилось. И еще очень важная вещь для сценического выступления. Люди, когда приходят в зал, хотят получить радость, эмоции радости, удовольствия. И, конечно, я стараюсь подобрать такой репертуар, который дарит эти эмоции зрителям. Это очень важно! Потому что от этого и сами поющие их тоже получают.
А разучивание проходит так: если песня понравилась, я распечатываю текст, раздаю листы, начинаем разучивать. Само занятие начинается с распевания хора, с разогрева. Потому что основа пения – это дыхание. Для распевки берем разные упражнения: на развитие диапазона голоса, на развитие дыхания, артикуляцию (скороговорки, пропевание, проговаривание всего), что очень важно в возрасте от сорока и старше. Это все направлено на подачу текста.
- Замечу, что не все получилось на выступлении четко и гладко.
- Мы на сцене были в четвертый раз. С микрофонами мало работали, только за неделю перед концертом. На сцену нам не пробраться – у нас пять танцевальных коллективов, а им сцена очень нужна. А в выходные каждый занят домашними делами. И еще одна проблема самодеятельного коллектива – один пришел на репетицию, а другой не пришел, значит, что-то пропустил. И ты опять возвращаешься… А хор – это единый, сплоченный организм. Не сыграются концертмейстеры, не так вступят голоса, где-то собьются с ритма, и уже трудно спасти номер. На сцене нельзя работать под «плюсовку». Мне ошибки на выступлении были видны, может, зрители что-то и не заметили… Будем анализировать. Ведь впереди гала-концерт коллективов ЦДК «Горняк». Над «плюсовкой» не надо много работать, все сделает, подчистит, исправит все звуковик. А вы поработайте над живым пением! Это ой-ой-ой какая работа!
- Коллектив и раньше нередко выступал в ансамбле с танцорами, а тут, на отчетном концерте, даже хороводы водили, ручеек.
- Раньше мало было каких-то действий у хора, он стоял и пел. Сейчас мы нередко используем вокально-танцевальные композиции, это прибавляет зрелищности. Номер становится ярче и интереснее, когда песня обыгрывается. Всем хочется сегодня видеть красоту движения, подачи. И над этим мы много работаем с хореографами Надеждой Долженко, Оксаной Осипченко. А Валентина Андреевна Корягина, художественный руководитель ЦДК, здесь прямо живет. Я говорю: «Выходя на сцену, забудьте, что вы маляры или швеи, мамы или бабушки, вы здесь артисты! Двигайтесь! И будете не хуже «Березки». А лицо в зал? Мы выходим – подарите зрителю ваше красивое лицо!».
Хор дарит нам и красивые песни, вызывая ответную благодарную реакцию, чувство общности, единения. Виктор Попов говорил, что хоровая песня рождает чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. И в этом тоже ее великая сила. Так давайте дорожить тем, что имеем! Приходите на гала-концерт 19 апреля, записывайтесь в хор, пойте, живите полной жизнью!

Новости в Вашем регионе