Осень-непогода: почём топливо для народа?

Говорят, что в осеннее ненастье «семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, и льёт, и снег метёт», приходится постоянно протапливать своё жилище. А как уютно в доме и светло на душе, когда в печи потрескивает огонь, заводит свою песнь чайник на плите… Вот только этой идиллией наслаждаются лишь те, кто загодя приобрел топливо. Но хороший уголь в последнее время, товар дефицитный, к тому же цены на него безудержно шагают вверх, не даром говорят в народе: «Уголёк, как золото: и блестит, и ценится!». В преддверии начала отопительного сезона мы решили узнать, как обстоят дела с поставками черного «золота» на угольных тупиках г.Тайынша, сколько сегодня стоит тонна заветных горючих камушков и какие сорта угля в приоритете у тайыншинцев. Визит был нанесен двум из ряда  организаций райцентра, реализующих уголь в нашем регионе — ТОО «Тамыз» и ТОО «СевероЭнергоУгольСнаб».

Еще до наступления холодов мы откладываем деньги на приобретение угля, а если сбережения есть, то не рискуем покупать в начале лета, так как некоторые сорта разлагаются при хранении под воздействием температуры и многих других факторов. Но с началом осени, третий год подряд, когда мы «поскребли по сусекам» и определились с маркой твердого топлива, сталкиваемся с проблемой дефицита угля, который по сравнению с прошлыми годами существенно вырос в цене, не говоря уже о стоимости доставки ценного груза в населенные пункты района.
Чтобы  вникнуть в суть проблемы, в понедельник — 10 сентября мы первым делом выехали на территорию филиала ТОО «Тамыз», директором которого является Нурбек Каиргельдиевич Габдуллин.  Этот угольный тупик был ранее известен тайыншинцам, как «Гортоп».  
Уже на подъезде к угольному тупику была видна многометровая очередь грузовых автомобилей. Как оказалось, в этот день пришла партия угля, именуемого Каражыра-«Сортовой», именно эта марка пользуется наибольшим спросом у населения. 
Нурбек Каиргельдиевич проводил нас к месту всеобщего внимания и сразу же прокомментировал создавшуюся ситуацию. 
— Очередь появилась задолго до начала рабочего дня, на данный момент загрузили более 10 машин, а в колонне стоит еще 46, из них две машины КамАЗ с прицепами, в которые загрузят около 45 тонн угля. Один вагон вмещает 70 тонн груза, всего их прибыло три, но, к сожалению, этого количества топлива хватит только для половины грузовиков. Нам поставляют несколько марок угля с разных угледобывающих предприятий, но уголь «Сортовой» с разреза «Каражыра» идет  просто нарасхват, — говорит Н.Габдуллин.
Оставив вереницу машин, за рулем которых, без энтузиазма в глазах сидели водители-частники, занимающиеся грузоперевозками, мы отправились в служебное помещение, чтобы побеседовать на эту актуальную тему.
— Нурбек Каиргельдиевич, давайте вначале поговорим о работе предприятия, которым вы руководите. 
— Филиалом ТОО «Тамыз» я руковожу около четырех лет. В штате филиала трудится 10 работников — бухгалтер, весовщик, кассир, механизатор, охранники, на зимний период принимаем еще троих человек, имеется техника — два погрузчика. В первый год моей работы дефицита угля не было, поставки осуществлялись вовремя. Более того, к нам самим приезжали поставщики угля, предлагали свой товар, даже под реализацию. Но продажа топлива на нашем тупике шла далеко не быстрыми темпами, два вагона угля с трудом реализовали за два месяца, хотя его качество было достаточно хорошее. Решил активизировать деятельность своей организации, старался информировать население разными способами, рекламировать наш товар. Связывался с различными организациями города и населенных пунктов района. Чтобы оживить торговлю, давал уголь в долг, под «честное слово» пенсионерам и всем, кто нуждается. Конечно, реализация увеличилась, но возврат долгов оказался проблемным. Я понимал, что многие люди испытывают финансовые трудности и не могут заплатить в один прием крупную сумму. Тогда я начал искать выход и обратился в банк, чтобы решить этот вопрос. Руководство Евразийского банка и Альфа-банка одобрило мою инициативу. С тех пор нашим покупателям, в том числе и пенсионерам, предоставляют кредит на приобретение угля на весьма приемлемых условиях. 
— Расскажите об этом подробнее.
— К примеру, пенсионер приобретает уголь в нашем филиале ТОО «Тамыз» на сумму 80 тысяч тенге, по условиям деньги, которые ему необходимо вернуть банку, можно выплачивать в течение полугода и сумма с процентами будет равняться 89 тысяч тенге. То есть, он переплатит 9 тысяч тенге. Но если покупатель возьмет обычный денежный кредит, то, на те же 80 тысяч, сумма возврата кредита составит 102 тысячи тенге, то есть на 22 тысячи больше. По кредитованию существуют возрастные ограничения, в одном банке до 65 лет, в другом до 75 лет. Наша организация также пользуется кредитами этих банков.
— Каким образом вы производите закупку топлива, как осуществляется его поставка и в чем может быть причина дефицита черного «золота»?
— Мы по электронной почте отправляем заявку на угольный разрез, переводим на счет нужную сумму. С учетом нынешнего дефицита, мы делаем все возможное со своей стороны – заказываем заранее и вносим предоплату наперед за несколько партий, но это не решает проблему. Поставки задерживают. Аргументируют, что нет вагонов, но глобальная причина, думаю в больших объёмах экспорта угля, поэтому к нам, в глубинку привозят с задержками. В прошлом сезоне водители занимали очередь с вечера либо с 5 часов утра, в этом году повторяется та же картина. Тяжело видеть волнения, недовольство людей, но выхода пока нет.
— Какие сорта угля бывают в ассортименте и по какой цене их реализует ТОО «Тамыз» в нынешнем сезоне?
— Каражыра «Сортовой» стоит 14 000 тенге, также мы реализуем уголь «Кузнецкий» двух видов по 13 000 и 11 000 тенге, «Богатырь» — 8 700, «Ангресор»  — 8000 тенге. Два года назад мы продавали «Жалын», а весной — «Майкубенский», но последний не может долго храниться, быстро распадается, сейчас этих сортов нет в наличии. Многие предпочитают уголь «Шубаркульский», но, к сожалению, мы его не продаем. Здесь имеет место рынок, конкуренция… Поставщиков можно найти, но пока только по высокой цене — реализовать его пришлось бы по 17 000 тенге за тонну. Последнее время население отдает предпочтение «Сортовому», видимо из опыта жизни люди определяют, какой марки уголь требуется им для топки, смотрят на зольность и калорийность.
— Какими весами вы пользуетесь, есть ли гарантии их точности?
— Весы у нас еще с советского времени, механические, и я считаю, что они более надежные, чем современные — электронные. Мы проводим очистку весов, техобслуживание. Месяц назад соответствующая комиссия из областного центра провела экспертизу и установила, что весы в норме. Выдан соответствующий сертификат. У нас есть постоянные покупатели из Ясной Поляны, Вишневки, Новогречановки, они имеют возможность перевесить уголь у себя на местах, вес соответствует указанным цифрам в накладной. Еще хочу добавить, что уголь мы храним на бетонированных площадках, а это уменьшает попадание воды из луж после дождя, земли. Хотя иной раз уголь приходит повышенной влажности, но это уже от нас не зависит.
Поблагодарив за беседу, мы отправились в рабочий поселок, где расположена территория ТОО «СевероЭнергоУгольСнаб» и увидели совершенно иную картину — горы довольно качественного угля и полное отсутствие очереди! 
Беседуя с начальником участка Павлом Владимировичем Дроновым, мы взглянули на существующую проблему с другого ракурса. По ходу ее исследования,  мой собеседник  сообщил, что данная организация осуществляет деятельность около 9 лет, а он руководит на данном участке 4 года. Здесь трудится 7 человек. 
— Как видите, в нашей организации дефицита нет! Памятуя ситуацию прошедшего года, мы начали завозить уголь еще в мае, — подчеркнул Павел Владимирович. 
— Какие сорта угля у вас в продаже?
— Мы реализуем топливо Семипалатинского угольного разреза, с которым у нас заключен договор на поставку «Каражыра» трех видов: «Сортовой» стоимостью 14 000 тенге, «Потребительский» — 13 500 тенге и FJХ — 11 000 тенге. Между прочим, по качеству и свойствам они почти одинаковы и последние два вида ничем не уступают популярному «Сортовому». Разница лишь в том, что он прошел через конвейер, поэтому комочки у этого угля почти одного размера, а у других — либо слишком крупные, либо мелкие. В данный момент в наличии «Каражыра» этих двух видов, но население стремится приобрести только «Сортовой», и когда к нам его привезут, очереди выстроятся и у нашей организации.
— Какими весами вы пользуетесь, есть ли гарантии их точности?
— Пользуемся механическими весами. Они еще с советского времени, но в полном порядке, ежегодно проходят сертификацию, в этом году сертификат мы получили в конце августа.
— Как вы работаете с пожилыми клиентами, есть ли какие-то уступки?
— Мы стараемся по возможности, но бизнес требует постоянных вложений. Договора с банками о продаже угля в кредит у нас пока нет, но идея хорошая.
— Что вы можете сказать по поводу дефицита угля? 
— Я всесторонне изучал спрос населения, информацию, касающуюся этой темы. Если подсчитать объём рынка Тайынши, 60% жителей района уже запаслись на зиму углем, остальные 40 %, думаю, надеются приобрести исключительно «Сортовой» уголь, а поскольку товар этой марки уже выбран по заявкам на ближайшее время, покупателям придется купить другие сорта либо продолжительное время ждать поставок по новым заявкам. И тогда вновь создастся очередь, хотя сейчас выбор в Тайынше огромен – здесь реализуют различные компании 16 сортов угля. Но парадокс в том, что нужен только «Сортовой». Я побывал на разных угольных тупиках Казахстана и выяснил, что только тайыншинцы предпочитают покупать самый дорогой уголь по 14 тысяч тенге за тонну. А ведь в каждой партии качество угля независимо от вида и стоимости может быть разным. Бывает, что сорт «Потребительский» выглядит просто отлично, а «Сортовой»,  имея ту же цену, приходит неважного качества. Но, как правило, выбор клиентов падает именно на него. 
Мы проверяли разные виды угля в процессе топки печи нашей организации, и пришли к выводу: все они горят одинаково. Конечно, печи в каждом доме разные, есть еще старинные — кирпичной кладки, а у некоторых установлены современные «умные печи», оснащенные компьютерным управлением, и к каждому виду тоже можно подобрать оптимальный сорт угля. Например, к первому варианту подходит обычный, не такой дорогой  «Богатырь». Есть еще важные нюансы — может быть тяга плохая в печи либо топят не правильным способом, поэтому, прежде чем считать тот или иной сорт угля плохим, следует поискать причину в домашней отопительной системе.  
— В чем еще вы видите причину «ажиотажа» во время продажи угля в преддверии зимнего сезона? 
— Об этом мы говорили несколько дней назад с акимом города У.Бейсембаевым, который тоже старался найти «корень» проблемы. Считаю, что если бы у каждого угольного тупика был в наличии свой транспорт для доставки населению, хотя бы 5-6 машин, очереди бы не стало. Частные перевозчики, чтобы не упустить клиентов, набирают целые списки заказов, пока всем доставят, людям приходится долго ждать. Да и цена за перевозку не малая, её устанавливает сам водитель. А между тем, бывая в Астане, в южных, восточных регионах Казахстана, я видел положительные примеры. Функционируют фирмы по перевозке грузов, стоимость складывается из расчета — тонно/километр, таким образом, исключается завышение цены, и доставка происходит оперативно. Было бы хорошо, если бы такие организации создавались и у нас. 
— Спасибо за беседу, Павел Владимирович. Думаю, читателям будет интересно выше мнение.

Новости в Вашем регионе