Древний и любимый праздник

Наурыз – древний и один из любимых сегодня народных праздников.
Обычай праздновать окончание зимы и приход весны зародился много веков назад. Наурыз знаменовал для степняков начало нового года, от него кочевой народ вел летоисчисление.

В древности празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. Приветствуя солнце, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались у родника или арыка и чистили его. Затем все вместе под руководством почтенных стариков сажали деревья. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".
Забытый в десятилетия запрета традиций праздник обрел вторую жизнь в конце 80-х годов прошлого столетия. В марте 1991 года Указом Президента Казахстана Наурыз получил статус государственного праздника, а в апреле 2009 года 21, 22 и 23 марта определены как Наурыз мейрамы. И с этого времени Наурыз начал широко отмечаться в нашей республике. В 2010 году Наурыз признан ООН как международный праздник. Его отмечают во всех странах Средней Азии, а также в Грузии, Индии, Иране, Китае, Турции и других.

В день Наурыза рассвет встречали вместе со всем аулом. Традиционное приветствие в этот день – обязательно с чередованием объятий через оба плеча и рукопожатием обеими руками. При этом следовало говорить слова-приветствия, связанные непременно с Наурызом: «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» («Пусть Наурыз принесет благоденствие!», «Пусть этот год будет плодоносным!»).

У казахов существовали церемония прощания с зимой и встреча весны. За неделю до Наурыза – праздника весеннего обновления и благоденствия – степняки проводили көрісу, что в переводе с казахского означает «свидеться», «увидеться». Главная цель көрісу – не просто пожать друг другу руки, обнять и поздравить с наступлением весны. Главное – вместе со снегом, что тает, морозами, которые уступают место теплу, должны исчезнуть недомолвки между близкими, потеплеть отношения между поссорившимися, народиться новая жизнь без склок и раздоров.
В эти дни прощаются все обиды, ходят друг к другу в гости, обмениваются пожеланиями и подарками. Взрослые в ожидании гостей убирали в доме и во дворе, надевали новую одежду.

Есть старое предание среди казахов, что в ночь на 22 марта Кыдыр ата обходит землю, заходит в дома со своим цветущим посохом и приносит в эти дома счастье. В народе до сих пор существует поговорка: "Қырықтың бірі Қыдыр", то есть "Один из сорока человек, возможно, и есть сам Кыдыр". Существует поверье, что, кто рано встает и заходит в 40 домов, совершая "көрісу", того Кыдыр ата одарит всеми благами. Чтобы получить эти блага, ребятишки вставали ни свет ни заря, бегали по домам, совершали "көрісу" с дедушками и бабушками.

По поверьям в месяц наурыз прилетает Синяя птица – Көкқұс, в народе ее еще называют наурызкөк. Она является ярким символом праздника Наурыз. Согласно народному поверью Көкқұс считается птицей счастья. Люди ждут ее с нетерпением, увидев – приветствуют словами «Добро пожаловать, Наурызкок!», подкармливают, стараются не спугнуть. Немногим улыбается счастье встретиться с ней, так как в настоящее время на территории Казахстана количество этих птиц малочисленно, она занесена в Красную Книгу флоры и фауны Казахстана.

Важной составляющей национальных и народных праздников является богатый дастархан. Говорят, как богато накрыт стол, таким изобильным и будет весь год. Помимо традиционных казахских блюд – бешбармака, баурсаков, обязательным атрибутом этого дня является Наурыз-коже.

Его рецепт тоже наделен сакральным смыслом. В его состав входят семь ингредиентов, а семь – это очень символичное число. Неделя состоит из семи дней. В священных книгах часто встречается цифра семь. Семь продуктов в составе Наурыз-коже: мясо, соль, злаки, вода, лапша, рис, айран или кефир. Последние четыре ингредиента могут поменяться на жир, лук, курт, иримшик (творог). Над точным составом Наурыза-коже редко спорят, обычно его пьют с удовольствием, не раскрывая кулинарные секреты хозяек. Наурыз-коже необходимо разлить по семи чашам и угостить семь старцев-аксакалов. Семь гостей в свой дом должен пригласить каждый, а также обязательно самому побывать в семи домах.
Стоит отметить, что у казахов существовала своя степная нумерология. Большим почетом и статусом «священных» пользовались нечетные цифры: 3, 7, 9, 11. Отношение к определенным числам отражены в фольклоре. Так, говорят «Ер кезегі үшке дейін», то есть «Джигиту шанс дается трижды». Все самое ценное казах объединил, назвав «Жеті қазына», то есть «Семь сокровищ». «Тоғыз жолдың торабы» – так говорят о дороге, где берут начало и пересекаются важные пути.

Новости в Вашем регионе