Журналистика: универсальная или специализированная?

Когда мы на кафедре журфака изучали опыт различных мировых СМИ, нам рассказывали о структуре редакций и об узкопрофильной журналистике. Оговоримся сразу, в этой статье речь пойдёт не об универсальности журналистики по видам СМИ, а о темах, которые ложатся в основу статей, передач или новостных сюжетов.

Образно говоря, как сотрудник банка, который специализируется исключительно на оформлении кредитов, без получения дополнительных навыков в редком банке пересядет на оформление депозитов, журналист, который писал не то, чтобы в общем на нефтянку, а о исключительно о взаимоотношениях США с ОПЕК, вряд-ли возьмётся за рассуждения о темпах добычи «чёрного золота» в каспийском регионе.

Для начала подчеркнём, что в классической журналистике рассуждения журналистов не приветствуются. Журналисты, как правило, являются лишь посредниками между экспертами, выступающими в пользу определённой темы, ставшей объектом публикации, и экспертами, являющимися её противниками. Сам же журналист должен иметь нейтральную позицию, не навязывая той или иной точки зрения, а лишь приводя спектр мнений. (Исключением, пожалуй, может быть только спортивная журналистика, где комментатор, представляющий определенную страну и детально описывающий ход игры, может не стесняясь передавать свои эмоции радости или разочарования).

В реалиях казахстанских будней журналисты имеют определённый узкий профиль направленности только в тех случаях, если они работают в специализированных изданиях, когда речь идёт о печатных СМИ, или ведут аналитические передачи, посвящённые определенному социальному или экономическому блоку, когда речь ведётся об электронных СМИ.

Безусловно, узкоспециализированная журналистика имеет ряд преимуществ.

Как правило, уже не приходится выделять много времени для того, чтобы готовиться к интервью с определённым экспертом (при хорошем знании темы достаточно одного-двух часов, а то и десяти минут для составления хороших аналитических вопросов).

К примеру, когда одного студента научили скорочтению, после ознакомления с книгой по диагонали он не смог применить эти знания на практике. Так как для использования метода скорочтения нужно иметь хотя бы базовое представление о предмете, который излагается в книге. То же самое – в журналистике. Если вы 5 раз написали материал о системе тарифообразования в коммунальной сфере, то больше вероятности, что на интервью с главой регионального комитета по регулированию естественных монополий вы пойдете с более интересными и глубокими вопросами, которые подготовите за очень короткий промежуток времени.

Соответственно, как человек, знакомый с особенностями определённой узкой отрасли, вы сможете задавать более компетентные вопросы в ходе пресс-конференции или даже на лестнице, неожиданно встретив человека, который может стать источником ценной для вас информации. Как следствие: участники рынка будут с лёгкостью давать вам эксклюзивные комментарии, будучи уверенными в том, что вы их подадите профессионально, и даже звонить вам лично, чтобы поделиться новостью.

Но и безусловное ваше преимущество будет заключаться в том, что глубоко изучив одну сферу, вам можно будет писать материалы самостоятельно, уже без обращения к кому-либо с просьбой дать комментарий: достаточно будет проанализировать открытые источники. Таким образом, повышаются качество, скорость, и обеспечивается стопроцентная эксклюзивность контента.

Журналистов такого уровня уже принято называть обозревателями, а в крупных редакциях – назначать их шеф-редакторами или руководителями определённого отдела (скажем, политики, финансов или социальных вопросов).

Универсальность журналистики в страновом разрезе грозит тем, что в материалах не будет глубины подачи. К примеру, освещая спорт и приводя исключительно общую информацию по числу завоёванных медалей и имена победителей, можно упустить анализ состояния спорта в целом и его отдельных видов в частности.

Тем не менее, есть определённые плюсы и в универсальной журналистике. Как правило, в ежедневных газетах, а также у журналистов радио и телевидения, работающих в новостной службе, нет определённого профиля тем, на которых бы они специализировались. В зависимости от графика проводимых пресс-конференций, совещаний, презентаций и прочих мероприятий, в один день они могут попасть на экономический форум, а после него выехать на интервью с руководителем клуба анонимных наркоманов, чтобы рассказать читателям о том, как через одну историю можно дать надежду по преодолению зависимости.

Такая универсальность позволяет развиваться. Больше всего она подходит молодым, начинающим журналистам. Постоянный выезд на различные мероприятия расширяет кругозор, даёт общие (хоть и поверхностные) представления о происходящем, а порой – сложить различные события в один пазл, который позволит с разных точек зрения посмотреть на тот или иной вопрос.

К примеру, вчера вы были на конференции, посвящённой вопросам низкой урожайности зерна, а на следующий день попадаете на мероприятие «КазГидроМет» в связи с установкой нового оборудования, которое позволит улучшить данные, полученные из Космоса и поможет аграриям улучшить прогноз и скорректировать планы.

В противовес западной модели, согласно которой «поле» строго поделено, но журналист, изучая только свою сферу, может не увидеть полной картины через освещение смежного вопроса.

Поэтому, когда выпускник журфака только начинает работать в редакции, его как правило начинают просто отправлять на по различные мероприятия. Он отписывает заметки, и начинает постепенно погружаться в сферу. А потом выбирает то, что ему больше по душе.

И наконец обратим внимание на специализацию журналистов с точки зрения выбора СМИ (печатное или электронное) и жанра, в котором он будет писать. Более подробно об этом изложено в отдельных статьях. Пока же обратим внимание на то, что при всей казалось бы простоте журналистики как таковой (если освоить технику и несложные методы работы с информацией), каждый специалист развивает те качества, которые ему даны от природы.

Так, для работы в информационных агентствах приоритетны качества, связанные с быстрой скоростью, гибкостью и мобильностью. Аналитикам необходимы исследовательские задатки, глубина, основательность и содержательность, для публицистов важно образное восприятие, телерадиоведущие обращают большое внимание на внешность, артистизм и харизму, радиожурналистам важна дикция и приятный тембр голоса.

Если у вас нет чего-либо из вышеперечисленного, а есть определённые планы – не отчаивайтесь. Любые способности при наличии огромного желания можно оттачивать и развивать. Это может быть достигнуто в ходе повседневной работы, которая носит, как правило, напряжённый характер, если вы уже в штате. В настоящее время популярны и школы актёрского мастерства, и ораторского искусства. Открываются всевозможные курсы и секции как для детей, так и для взрослых. Для тех же, у кого ограничен бюджет – есть огромное количество вебинаров и мастер-классов, которые не сложно найти в интернете.

Эти навыки можно отточить и в ходе спецкурсов, которые предлагаются на факультетах журналистики. Но большинство мастеров «пера и микрофона» скептически относятся к качеству подготовки кадров в отечественных вузах, так как по хорошему счёту для того, чтобы стать хорошим журналистом, вовсе не обязательно учиться 4-5 лет. Эту программу можно было бы сжать максимум до одного года. А оставшееся время оставить для получения профессионального образования, например, в экономике, финансах или юриспруденции.

Но какая бы дорога ни привела в журналистику, человек должен понимать, что это – его призвание только если он по-настоящему любить писать, анализировать происходящее и иметь стремление докопаться до истины.

А теперь остановимся на вопросах технической оснащенности. Журналист должен стремиться к тому, чтобы у него всегда и везде было несколько ручек (на случай, если какая-либо из них подведет в нужный момент) и как минимум несколько листочков бумаги на случай, если неожиданно нужно что-то запомнить.

Конечно, это можно зафиксировать и с помощью мобильного телефона. Но с техникой всегда может быть что-нибудь произойти или неожиданно разрядиться батарейка. А все, что воспроизведено на бумаге, как говорится, «не вырубить топором».

Нередко коллеги, даже собираясь в отпуск, на всякий случай берут с собой диктофон. (Вдруг в самолете или в гостинице удастся познакомиться с интересным собеседником).

Лучше покупать отдельный диктофон, несмотря на то, что его функция имеется сегодня в любом мало-мальски современном телефоне. Так как так будет удобнее расшифровывать информацию (говоря другими словами, воспроизводить аудиофайл в текстовую версию), вовремя останавливать и возвращаться к предыдущим словам. В телефонах же такой шаг поймать гораздо сложнее, что занимает больше времени при расшифровках.

Кроме того, современные диктофоны имеют функцию переноса файлов в компьютер для их дальнейшего хранения. Советуем читателям покупать диктофоны, не требующие установки на компьютеры специальных драйверов и шнуров. (Давно появились модели как у USB-флеш-накопителях). Хранить все диктофонные записи желательно на протяжении нескольких лет после опубликования материала, чтобы иметь доказательства, что беседа была записана именно со слов определенного человека и в ходе определенного мероприятия.

Новости в Вашем регионе