Я и робот

В последних числах января на базе Межшкольного учебно-производственного комбината состоялся первый городской конкурс инновационных идей «Первый шаг к великому изобретению» для общеобразовательных школ и дополнительных организаций образования Степногорска.

Битва титанов
 
Уникальный конкурс собрал школьников со всего региона. Удивительно, но собственный кружок роботехники уже есть почти в каждой школе города и даже поселков.
Двадцать две команды из десяти школ города, поселков и МУПК мерились умением изобретать в трех видах конкурса. Организатором конкурса выступил отдел образования города Степногорска.
Все ребята и их руководители очень ответственно подошли к подготовке и участию в конкурсе. Победили сильнейшие, остальные получили колоссальный опыт и мотивацию для более серьезной подготовки к областному этапу.
Ребята из кружка МУПК немного не дотянули до призового места и заняли четвертые места во всех категориях: «Сумо интеллектуальное А», «Кегельринг-квадро», «Следование по линии с препятствиями В».
В первом соревновании лучше всех справилась с заданием по прокладыванию верного маршрута «В» команда АСШ №1 «АРЛАН». За что ребята были награждены комплектом робота «Lego Mindstorms EV3». Серебро у ребят СШ №9 из команды «Genius Technic», призовой фонд состоял из комплекта робота «Arduino». Почетное третье место досталось команде из СШ №7 «PRO100ROBOT». В награду юным изобретателям была вручена 3D-ручка.
В соревновании роботов «Кегельринг - Квадро» победили «Robo-Boys» из СШ №9 с призом комплекта робота «Lego Mindstorms EV3». Второе место у команды МШЛ №3 «Мы Школа Лидеров», унесшей в школу-лицей робота «Arduino». Бронзовыми чемпионами и обладателями 3Д-ручки признаны участники группы «Эврика» СШ с. Кырык кудык. В соревновании роботов «Сумо интеллектуальное» лучшими борцами были учащиеся СШ №9 с командой «Robo-Step» . Приз - комплект робота «Lego Mindstorms EV3» - получила и вторую ступень пьедестала заняла команда МШЛ №5 «iRobot Kz», поощрены комплектом робота «Arduino». На третьей ступеньке – команда СШ с. Кырык кудык «Көшбасшы». И вторая 3Д-ручка едет в Кырык кудук!
Члены авторитетного жюри, в состав которого вошли специалисты отдела образования и учителя информатики, вручили участникам конкурса памятные грамоты и сертификаты.
 
С первого шага
 
Повсеместное внедрение такого предмета для изучения, как роботехника, началось сравнительно недавно. 5 июля 2018 года на базе Межшкольного учебно-производственного комбината города был открыт молодежный бизнес-инкубатор «Smart Step». Цель проекта - поддержка молодежи города в организации предпринимательской деятельности путем оказания консультационных, бухгалтерских, маркетинговых услуг. Предприниматели, которые в дальнейшем оставят бизнес-инкубатор и станут работать без его поддержки, смогут создать свои фирмы, новые рабочие места, развивать технологии и, тем самым, укреплять местную и национальную экономику.
На базе бизнес-инкубатора также стали активно функционировать лаборатория 3D-моделирования и робоклуб. И уже через полгода после открытия на его платформе состоялся удивительный конкурс, где роботы, являясь творениями человеческих разума и детских рук, полны жизни с индивидуальными особенностями характера и поведения. Но все же они наделенны искусственным интеллектом, автором которого однажды стала человеческая мысль.
Руководитель МУПК Светлана Кубрина рассказала, что лаборатория 3D-моделирования предназначена для обучения основам моделирования, компьютерной графики и работы на 3D-принтере. Лаборатория оборудована современной вычислительной техникой и программным обеспечением для отработки навыков компьютерного моделирования и конструирования. В активе клуба - ноутбуки, Adobe Photoshop, 3D-принтер и многое другое.
Робоклуб задуман для обучения молодежи навыкам программирования и конструирования на базе наборов LEGO MINDSTORMS Education EV3. Здесь ребята учатся программировать и изготавливать собственные машины из конструкторских робототехнических наборов. «В целом, - обращает внимание куратор, - все эти кабинеты ориентированы на совместную деятельность и реализуют проект «Бесплатные IT-классы».
Что сделано? Для реализации проекта проведены текущий ремонт кровли, косметический ремонт аудиторий, закуплены мебель, компьютерное и мультимедийное оборудование.
На базе данных лабораторий с 3 сентября ведется профильная подготовка учащихся 10 классов по квалификациям: менеджер, помощник разработчика программного обеспечения, специалист по разработке цифровой информации, а также кружковая работа для детей от 8 до 17 лет. Более двухсот детей вовлечены в работу комбината.
На базе инкубатора в конце 2018 года проводился городской инновационный форум «#Smart_Stepnogorsk», где ребята из МУПК, школ города и платного клуба «Roboteks» соревновались в конкурсе по робототехнике. В процессе деятельности кружка ребятами были собраны такие роботы, как сборщик Кубика Рубика, цветосортировщик, робот-муха, спирограф (робот-художник), робот-слон, геробой, робот-рука, Знап (робот-собака), сумоист, робот-гимнаст, робот подъемный кран, фабрика спиннеров, лестничный вездеход, робот-щенок. Кроме того, на базе кабинета 3D-моделирования ребятами разработаны и распечатаны на 3D-принтере более 30 моделей из пластика.
 
Робот – будущее?
 
Светлана Кубрина поясняет, что роботехника, как область науки, становится все более популярной во всем мире. Начиная от дронов и заканчивая высокотехнологичными протезами, экзоскелетами, роботами для особо сложных и опасных работ, роботизированными автомобилями – в мире все больше роботов, и создавать более совершенные, более «умные» машины стремятся многие. Не только ученые, но и обычные люди (а дети особенно), которым интересна робототехника.
«Прежде всего, - отмечает педагог, - кружок робототехники - это дополнительное образование. Не факультативы, которые не отличаются от обучения в школе, не занятия с репетитором, а увлекательные эксперименты с техникой, создание чего-то интересного, полезного, необычного своими руками. Любые кружки, которые развивают творческий потенциал, полезны. И если ребенок чувствует тягу именно к технике – почему бы ему не создавать роботов?
Важно, что у детей вырабатываются усидчивость, внимательность, умение работать руками. Это то, чего многим современным детям не хватает, по крайней мере, если речь идет не о просмотре мультиков, фильмов или компьютерных играх – здесь как раз усидчивости более чем достаточно».
В кружке ребята изучают основы программирования, в увлекательной форме знакомятся с законами механики, на практике учатся паять и собирать электронные схемы. Одним словом, становятся специалистами в области электроники и роботостроения.
На занятиях робототехники юные ученые заняты настоящим научно-техническим процессом, где развивается их творческий потенциал. Для того чтобы создать даже простейшего робота, они погружаются в такие сферы, как математика, конструирование, физика и свойства металлов. Понятно, что в общеобразовательной школе у таких детей нет проблем с успеваемостью и дисциплиной. Да и после уроков у них не возникает вопроса, чем заняться. Ведь их мысли заняты творчеством!
Как правило, занятия построены таким образом, что каждый ребенок, вне зависимости от уровня знаний, находит свое место в общем проекте. Ведь ребята работают в команде, где у каждого есть своя роль. В каждом следующем проекте роли могут меняться. Например, при создании одного робота ребенок занимается программированием, в другом он собирает электронную схему.
Робототехника — это командное творчество. И это еще один плюс — ребенок найдет себе друзей с общими интересами, что особенно хорошо, если он отличается стеснительностью или замкнутым характером. Без сомнений, занятия в робоклубе прививают глубокие знания точных наук. Причем знания будут не заучены без осмысления, а подкреплены практическими опытами. Здесь ребенок учится работать руками, причем внимательно и усидчиво. Отлично, что средние школы уделяют большое внимание формированию собственных робоклубов.
Наставник команды МШЛ №3 «Мы Школа Лидеров» Елена Пахомова, чьи воспитанники на втором месте в конкурсе, уверена, что полезное творческое хобби помогает приобрести надежных друзей, которые мотивированы на самосовершенствование, а не бездумное проведение свободного времени. «У ребенка, который увлекается роботехникой, - резюмирует учитель, - будет отличная перспектива в будущем получить востребованную и высокооплачиваемую профессию».

Новости в Вашем регионе