Глаза в глаза

В обращении к казахстанцам об отставке кабинета министров от 21 февраля Президент Н.А. Назарбаев в числе серьезных недостатков в работе органов исполнительной власти назвал неумение работать с населением со стороны членов правительства, министров, акимов, выслушивать проблемы людей, разъяснять проводимую работу и политику.

Иллюстрацией близости власти к народу применительно к Степногорску можно назвать недавнюю серию отчетных встреч акима города с населением региона и прием по личным вопросам в городском филиале партии «Нур Отан», который Еркебулан Баяхметов провел 20 февраля.
Надо сказать, последнее мероприятие на меня произвело неоднозначное впечатление. С одной стороны, кажется логичным, что люди, которые до этого обращались в «низовые» органы (в отделы акимата, к заместителям акима) и не получили удовлетворяющего их решения, идут к «самому». А с другой (простите мою наивность), несколько удивил сам факт обращения с вопросами житейскими, не идеологическими к председателю территориального филиала партии «Нур Отан». Может быть, в приемную акима попасть сложнее, чем в приемную партийной организации?
 
Одни просят
 
Первую, «незапланированную», посетительницу с ребенком на руках люди, записавшиеся на прием, пропустили без очереди. Она оказалась в весьма сложной жизненной ситуации: на руках трое детей, отец которых, уехав куда-то в Россию, материально не помогает; своего жилья нет, из съемной квартиры за накопленные долги грозят выселить; на работу в школу, куда хотела, из-за отсутствия необходимой категории не приняли, в другой – по неизвестной причине, по словам заявительницы, тоже. Пока как-то помогают родственники. Когда очередь на квартиру дойдет, неизвестно; предлагаемое общежитие не устраивает…
А что было до того, как навалился на нее ком проблем? Как я понял, жили в селе, на земле, в своем доме. Работа, не особо высоко оплачиваемая, но была. Но показалось, что в городе будет лучше. Вот и переехали. Теперь в разрешении ситуации, которая не сама по себе сложилась, вовлечено несколько государственных органов.
В диалоге, к которому подключаются представители отдела занятости и социальных программ, УВД, филиала партии, выясняется, что не все так безнадежно и однозначно. За помощью на выплату алиментов женщина почему-то не обращается. На получение квартиры в ближайшее время матери-одиночке, конечно, надеяться не приходится, но от общежития зачем отказываться? Предлагаемые места в детском саду и вакансия в одной из школ просительницу, как я понял, тоже не особенно обрадовали.
Аким, определив важнейшей проблему с работой как с главным источником средств к существованию, поручил отделу образования в ближайшее время решить задачу трудоустройства женщины. Отделу занятости и соцпрограмм необходимо взять на контроль этот вопрос, а также рассмотреть возможность определения семьи в общежитие, потому что очередь на квартиру превышает 580 человек, и оформление соответствующего заявления в суд на взыскания алиментов. По решению суда УВД проведет розыск.
В журнале записи темой обращения следующей посетительницы к председателю территориального филиала партии «Нур Отан» Е.Е. Баяхметову обозначалось предоставление квартиры из государственного фонда, однако в разговоре она не затрагивалась. К слову сказать, на очередь гражданка Б. встала в мае 2018 года под номером 578, перспектива при наших темпах строительства жилья весьма долгосрочная. Видимо, и поэтому речь посетительницы, которая устроена в общежитии 6 микрорайона, пошла о получении от поликлиники молочных смесей для ее 11-месячного ребенка. Их количество якобы не удовлетворяет потребности. Однако по журналу выдачи смесей следует, что с этим нарушений нет. Маме же было рекомендовано не ограничивать младенца только видами питания, заменяющими материнское молоко, - в таком возрасте необходимо увеличить и наладить разнообразный рацион. Для этого у женщины есть средства, пособие на детей она получает приличное, порядка 104 тысяч тенге. В свою очередь, у медиков к заявительнице тоже есть претензии, ей что-то мешает своевременно пройти сдачу анализов с одним из детей. В общежитии отмечают, что на выделенной для многодетной матери-одиночки площади в нарушение установленных правил еще пребывает и нигде не работающий сожитель.
Обеим женщинам было предложено прийти сюда же на следующий день, здесь будет проводиться прием в рамках республиканской акции «Единое социальное окно» с участием ответственных работников ЖКХ, отделов занятости и соцпрограмм, образования и других, а также УВД. Так что можно будет с представителями отдела образования для одной решить вопрос трудоустройства, а с помощью медиков прояснить ситуацию с детским питанием, наверное, и иные проблемы удастся снять.
 
Другие требуют
 
Если первые две посетительницы несколько озадачили меня каким-то наивным, не вполне взрослым, даже оригинальным представлением об обязанностях семьи и государства, то следующие, представители старшего поколения, удивили напором, непримиримостью. Претензии разложены по датам и фактам со ссылками на входящие-исходящие, решения собраний, комиссий, прокуратуры, суда, фотографии, выдержки из законов и газетных публикаций. Не обошлось и без цитат, иллюстрирующих исключительную остроту конфликта.
Одна супружеская чета пенсионеров ведет десятилетнюю борьбу с председателем КСК, уличая его, в отличие от прежних, в бездействии, нежелании и неумении содержать вверенный попечению жилой фонд. По словам пенсионеров, они выиграли в суде два спора, после чего война на выживание (одного – со своего поста, других – из квартиры) продолжается с новой силой. Надо сказать, присутствующий здесь же оппонент привел и свои доводы, опровергающие некоторые из выдвинутых претензий, а также обвинил главу семьи в срыве собраний КСК и также не скупился на пересказ нелицеприятных диалогов. Взаимоотношения сторон, как видим, не смог урегулировать и суд. Речи о примирении не идет, обе стороны просто к этому не готовы, что показала и встреча в общественной приемной.
Выслушав их, аким решил направить в КСК жилищную инспекцию, «чтобы она посмотрела ситуацию в квартире, в доме, проверила факты, которые есть, и вынесла какое-то решение. С председателем КСК поработают, с вами - и доложат… Мы поднимем и материалы, что были направлены в прокуратуру».
Следующий посетитель также был снабжен документами, письмами и ответами на них. Его обращение в приемную было связано с длительной борьбой «за место под солнцем» во дворе дома, с одной стороны – для людей, с другой – для автомобилей. Заявитель ссылался на план благоустройства двора с обустроенными местами для скамеек, урн, вазонов и парковки машин. А отдельных автовладельцев, по его словам, он не устроил, машины ставятся под окнами, вызывая неудобства для других жителей дома. Прокуратура, исходя из существующих СНиПов и имеющегося плана благоустройства, нарушений автовладельцами правил не усматривает. Так как придомовой территорией распоряжается КСК, то судьбу парковок, а вернее, «гостевых стоянок у жилых домов», должно решать собрание кооператива.
Только вот какая здесь закавыка! Порывшись в интернете, я понятие «гостевая стоянка у жилых домов» применительно к правилам дорожного движения в Казахстане не нашел. Может, искал плохо, не знаю. Наверное, еще сказывается и моя «пешеходная» натура. Если есть что-то новенькое, разъясняющее права и обязанности автовладельцев по размещению своих железных коней во дворах, буду рад просветиться на этот счет. Пока же нашел заметку со ссылкой на информацию от уже бывшего министра внутренних дел К. Касымова с заголовком: «В Казахстане нет правил по парковке автомобилей возле жилых домов». В ней значится следующее: «Нормативными актами Казахстана никак не регламентировано расстояние, на котором можно парковать автомобили от подъездов домов. Об этом в своем блоге пишет министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, отвечая на вопрос Марата Саматова, сообщает Zakon.kz. Марат Саматов поинтересовался, есть ли какие-либо нормативные документы, регулирующие вопрос, на каком расстоянии от подъездов домов могут быть припаркованы автомобили, стоящие во дворах. Министр пояснил, что Правила дорожного движения РК устанавливают единый порядок дорожного движения по всей территории РК. Таким образом, в жилых зонах запрещается стоянка на тротуарах, газонах, детских и игровых площадках. Эти же правила распространяются и на дворовые территории. Однако, точное расстояние от подъездов домов, на котором могут парковаться транспортные средства, не регламентируется никакими нормативными правовыми актами». Так надо поскорее издать эти акты, чтобы копья не ломались!
Конечно, кажется противоестественным, когда машина не дает свободы передвижения человеку по двору. Вот и аким рассуждает примерно так же: «Город – территория жителей, город - территория граждан. У автолюбителей есть дороги, есть парковки. Сделать, чтобы все парковались во дворах и где попало – это тоже неправильно.
Давайте мы с КСК поработаем и постараемся решение принять». Обращение пенсионера будет еще раз внимательно рассмотрено с привлечением прокуратуры и УВД.
 
Дорогое удовольствие
 
Еще одно обращение в приемную городского филиала партии «Нур Отан» было рассмотрено без заявителя, не согласного с решением суда по погашению задолженности за телефонные услуги. Представитель АО «Казахтелеком» дала следующие пояснения. У гражданки П. на сентябрь 2017 г. образовалась задолженность за оплату мобильных интеллектуальных услуг. Имеется в виду телефонная служба знакомств. О «платности» услуги за минуту разговора абоненты оповещаются сразу при наборе соответствующего номера. Несмотря на предупреждения, общая продолжительность разговора составила 9 часов, что вылилось в 280 тыс. тенге. По словам представителя компании, подтверждением действительности факта телефонных разговоров, а не какого-то технического сбоя является стенография сделанных звонков. Утверждается, что по телефону говорил сын гражданки П. Судебный приказ о взыскании долга она обжаловала. В январе 2018 г. «Казтелеком» обратился в суд повторно на исковое производство, решение еще не получено.
Конечно, в данной ситуации трудно что-то противопоставить фактам, однако у присутствующих в приемной возник вопрос: нельзя ли отключать абонента, скажем, сразу после часа разговора без возможности делать повторные звонки, чтобы потом не иметь проблем у компании с взысканием долга, а у абонентов с его погашением. Ведь можно и на миллион наговорить со службой знакомств, участвуя в лотерее или викторине по телефону! Еркебулан Баяхметов предложил подготовить соответствующее письмо в дирекцию компании: «Это понятно, что коммерциализация идет, платные услуги идут. Но какие-то ограничения, системные барьеры, лимиты должны быть. Надо тоже над этим подумать... Конечно, чтобы при этом не было нарушения конституционных прав».
Подводя итог, аким поблагодарил ответственных сотрудников госорганов, акимата и филиала за проведенную работу по подготовке приема, нацелив их на скорейшее доведение обращений до завершения.

Новости в Вашем регионе